IV. Психология тренировочной работы ...
Считается (в первую очередь, учениками, родителями и неопытными тренерами) что психология – вещь необходимая только в турнирных матчах, где идет борьба за каждый мяч, за результат. Глубоко ошибочное мнение, основанное на поверхностном наблюдении.
Да, результат – очевидный показатель. Но он – следствие.
Без игрового характера в соревнованиях, выходя играть на победу, делать нечего. Но и никакой игровой характер не поможет, если «мяч не полетит». А полетит он, если характер будет проявлен и приложен на тренировке.
И эти два «характера» не одно и то же. В матче это – способность рискнуть (и в конкретном ударе, и в выборе решения), в тренировке – долго и порою нудно отрабатывать приемы игры, не опуская руки при ошибках, идти через тернии в «звезды».
Проше говоря, в первом случае это характер креативного бойца, во втором – упёртого исполнителя.
Психологи и те, кто выше был назван «в первую очередь» основное внимание обращают на игровую ментальность – как победить в матче.
Но вторая, рабочая, хотя и менее заметна, заслуживает не меньшего внимания. А иногда – и большего, именно из-за того что менее заметна: нет очевидного внешнего эффекта и часто приходится свой прогресс (в ударах, в движении, в игровых связках (тактические схемы) «принимать на веру».
В данном случае очень важны движущие мотивы – зачем пришел в теннис, на что готов ради этого (чем способен пожертвовать из комфортной жизни).
Эту мотивацию можно поделить на
1. внутренняя мотивация – я смогу, потому что…
2. внешнее мотивирование – ты сможешь, потому что…
При этом необходимы:
а) постановка очевидной и выполнимой конечной цели;
б) поэтапное расписание движения к цели – «дорожная карта»: постановка локальных целей;
в) адекватная оценка направления и темпов движения (как внутренняя (игроком), так и внешняя (тренером. родителями);
б) поиск новых сильных мотиваций (как общих, так и частных).
Не менее важна способность управлять своими желаниями, умение
разделять задачи на более ответственные (значимые в данный момент, на данном этапе) и локальные (подводящие к поставленной цели).
Способность оценивать свои возможности (своей команды, условия работы) и делать верные выводы из этой оценки.
Необходим регулярный объективный анализ (с тренером) своего поведения и профессиональных действий (практически без эмоций, трезвый, логичный разбор действительных фактов) –
а) настолько ли эти действия профессиональны?
б) ведут ли они к развитию или наоборот, тормозят движение?
в) не следует ли поменять некоторые линии поведения?
Исключив субъективизм: встать в психологическую позицию не внутри себя, а как бы вне (взгляд со стороны), представив, что анализируется происходившее с кем-то посторонним (которому искренне хочется помочь).
Тренировки будут более результативны, если в них периодически создавать условия, психологически близкие к соревновательным. Куда входят:
1. отношение к выполнению заданий тренера и к его оценке выполнения.
2. идеомоторная подготовка к упражнению (с целью последующего переноса способности к идеомоторной работе в условия турнирных игр) – внутреннее видео с включением мышечных реакций (на реальной скорости с постепенным повышением ее).
3. предварительная имитация (пункт 2. в реале)
4. верная оценка значимости предстоящих соревнований и, соответственно, правильная постановка задач при подготовке к ним: от проверки отдельных ударов и тактических вариантов до настроя на победу в турнире.
5. постановка реальных задач (чуть выше уровня умения), формирование уверенности в их достижимости за счет
а) обязательного выполнения намеченного,
б) постепенного повышение уровня задач.
6. наработка коронных элементов и комбинаций на основе более тщательного изучения стилей чемпионов, попытка использовать в своей игре, адаптировав к своему стилю и физическим возможностям..
7. переключение в ходе тренировочных упражнений внимания на внешние объекты и исключение негативного эмоционального отношения к ним:
а) включение посторонних факторов в тренировочные упражнения (чем хуже предлагаемые обстоятельства – тем лучше);
б) работа с отвлеченным вниманием: решение в уме во время игрового упражнения логической или математической задачи.
Задания на преодоление себя – индивидуальная работа над собой, воспитание воли. Победа над ленью, усталостью, плохим настроением, апатией в спорте и в жизни – умение заставить себя выполнить намеченное.
Создание на тренировках стрессовых условий, приближенных к турнирным – внутренние соревнования (внутри упражнений) с партнером, с самим собой позволяют: повысить количество успешных действия и долготу успешной серии.
Задачи, которые могут ставиться перед игроком:
а) выполнить больше ударов в мишень, чем в прошлый раз;
б) выполнить успешнее партнера.
Поощрением за успешное выполнение может служить введение системы игровых бонусов, например, право на лишнюю серию ударов.
Полезна работа на фоне утомления с обязательным решением задач:
а) те же упражнения, но в конце тренировки;
б) увеличение интенсивности и количества повторений в конце упражнения (в добавленной части).
Тренировочные игры с гандикапом и иными вводными (на счет и при выполнении упражнения).
Тренировочные игры со сбивающими и мешающими факторами:
а) оппонентом (спаррингом): шум, крики под руку,
б) создаваемые не участвующим партнером: ходьба рядом, вбрасывание во время розыгрыша лишнего мяча,
в) тренером: отвлекающие вопросы, ложные подсказки.
Для повышения личной самооценки и уверенности в себе важно осознание собственных возможностей, имея критериями:
а) процент удачных действий,
б) оценка тренером, партнером,
в) просмотр видео,
г) по результатам турниров – уровень соперников, занятые места.
Притязания игрока должны соответствовать его возможностям, и даже немного превышать их. Помогает формированию стремления к достижению высот позитивное сравнение своей игры с игрой сверстников:
а) в чем игрок идет впереди – техника, креатив, характер,
б) за счет чего может уйти еще дальше: над чем необходимо работать особо.
Полезно поощрение усилий, потраченных для достижение успеха:
а) положительная самооценка,
б) заслуженная позитивная оценка тренера, родителей, партнеров по команде,
б) понимание над чем для этого надо работать.
Практика показывает, что наибольших успехов достигают игроки, диктующие сопернику свои условия. Неважно, атакующие ли они по стилю или тяготеющие к обороне. Главное, что они заставляют оппонента играть так, как выгодно именно им. Владеющие игровой инициативой. Играющие «белыми».Эта игровая агрессивность (еще раз – не путать с атакой или защитой)развивается в тренировке использованием упражнений и комбинаций активного характера, в которых ставится задача:
а) повышение скорости игры – скорости (силы) ударов,
б) повышение срочности возврата мяча: использование игры из 3-й зоны, по восходящему, хав-волеем из 3-й зоны (не выходить из корта);
в) использование подготовленной сеточной атаки;
г) развитие умения ее готовить: заставлять соперника сделать неактивный удар, выходить с этого удара к сетке и завершать атаку слета.
Стремления к инициативным действиям должно поощряться: объяснение тренером ее преимуществ, понимание игроком своей способности так играть.
Специальные задания на тренировочные игры должны вынуждать игрока вести активный розыгрыш мяча. (Например, выигрыш стоит не одно, а два очка).
Заслуживает поощрения тактическое разнообразие и поиск самой удобной для себя игровой манеры: на основе анализа технических возможностей, темперамента, коронных ударов, способности самостоятельного принятия решений и выполнения их.
Более конкретно
Вопросы психологии тесно увязаны с вопросами координационных и двигательных способностей: теннисным навыком игрока. Уверенность выполнения сложных движений вызывает психологическую уверенность, и наоборот.
Если теннисист способен оптимально, а значит, сильно, точно, с нужными в данный момент характеристиками совершать удар из трудного положения, то выполняя любой другой такой же (а легче – тем паче), он будет осознавать, что может и сможет это. И выполнит его без страха ошибиться. Что и называется уверенностью.
Как в любой взаимосвязи, развивая одну из особенностей системы, мы естественным образом развиваем и другие.
Развивая определенные технико-координационные игровые приемы, мы развиваем ментальные качества, называемые «психофизическими».
Используя для их развития технические приемы, объединенные в тактические связки, в комбинации ударов, мы не только развиваем технические и психофизические качества, но и тактическое мышление, способность уверенно и классно воспроизводить в игре усвоенные тактические варианты, быстро и свободно выбирать из известных вариантов необходимые в данный момент..
Эта скорость выбора решений и ответ на вызов, иногда со стороны кажущаяся интуитивной, спонтанной, вполне подвержена тренировке. Она состоит из:
а) реагирования на удар соперника,
б) принятия решения о нужном ответе,
в) исполнения принятого решения.
И развивается упражнениями, повышающими:
- реакцию (уменьшающими время реагирования),
- эффективность (рациональность, экономичность) движения,
- готовность к продолжению действий (выносливость),
- уверенность в своих возможностях.