I. Вступление....
Упрощая игру, «поверив, - как говорил А. Пушкин устами А. Сальери (великого, между прочим, оклеветанного молвой музыкального педагога, учителя Бетховена, Шуберта, Листа), - алгебру гармонией», теннис можно разделить на четыре части.
Части эти действительно вполне алгебраичны, то есть, просчитываются математически. И тайна игры, ее неразгаданный многими (а чемпионы, те, кто сумел разгадать, редко способны объяснить понятое доступным словами, и поступают, как командиры – «делай, как я», а не как политработники – «делай, как я говорю») секрет заключен не в самих частях, а в компоновке их в условиях психологического давления матча.
И единственное, что можно твердо утверждать по этому поводу: не зная составных частей – целого не составишь. Они – тот самый брод, который требуется знать, чтобы лезть в воду.
Это – 1) техника, 2) тактика, 3) физическая подготовка (ФП), 4) ментальность.
Задачи освоения и роста названных качеств решаются а) теоретически, б) в
имитации, в) работой с мячом. Как правило, это последовательные действия. Что впрочем, не мешает им быть одновременно и параллельными.
В случаях 1) и 2) средства (упражнения) в основном берутся из области тенниса или близкие к ним.
3) и 4) могут быть из тенниса, и, преимущественно, специальные. Без использовании ракетки.
Теория – это рассказ (объяснение) и показ тренером технического движения или тактической схемы, попытка игрока понять, объяснить. Если тренер потребует, повторить вслед за тренером.
Имитация – показ движения (или – части его) игроком самостоятельно, показ суммы движений, повторение системы движений, тактической схемы в предполагаемой борьбе с условным оппонентом.
«Видя» при этом соперника, которого нет, корт, которого нет, мяч, которого нет и место, куда он направлен. Это видение того, чего нет, основная способность игрока (как «человека играющего»), а не просто выполняющего сумму последовательных действий («человека участвующего»). Отсутствие подобной способности заставляет задуматься о перспективах ученика в теннисе.
Работа с мячом – игровые упражнения на корте (в зависимости от тренировочной цели). Условие: игрок должен вполне владеть техническими приемами, чтобы вектор его внимания был направлен не на возможность выполнить действие, а на решение поставленной задачи.