Автор Тема: Психология в спорте и теннисе  (Прочитано 9337 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 3071
  • Карма 59
  • Пол: Мужской
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
Re: Психология в спорте и теннисе
« Ответ #180 : Декабрь 30, 2017, 11:34:19 am »
Преодоление себя: воля и разум




Значимость развития волевых качеств спортсмена не вызывает сомнения у специалистов, какой бы вид спорта они не представляли, и теннис здесь не только не является исключением, но и наиболее четко это подтверждает.
Достаточно часто, не только в детском теннисе, но и на турнирах Большого шлема бывают ситуации, когда победу одерживает игрок, возможно уступающий технически и физически, но превосходящий соперника в настойчивости и упорстве на корте. Порой, именно стремление превзойти самого себя и собственные возможности, безграничная самоотдача игрока оказывают решающее значение для достижения хорошего результата. Яркими примерами таких игроков являются Юлия Путинцева и Доминика Цибулкова.


В подобных случаях мы можем констатировать, что у спортсмена достаточно развита, так называемая, сила воли или волевая сфера личности. Известнейший спортивный психолог, доктор наук, профессор Ильин Е.П. определил волевую сферу спортсмена как способность преодолевать различные трудности, связанные с тренировочным процессом и соревновательной деятельностью.
Учитывая тот факт, что спорт, без сомнения, является одним из наиболее сложных и экстремальных видов человеческой деятельности, осуществляемой всегда на пределе возможностей человека, полной различных стрессующих воздействий и пр., наличие развитой силы воли у спортсмена зачастую имеет решающее значение.


Неизбежно возникает закономерный вопрос: «А возможно ли целенаправленно развивать волевые качества теннисиста, особенно в детском возрасте, когда, во-первых, силы воли, зачастую, заметно не хватает, а, во-вторых, происходит становление и формирование личности спортсмена?»
Для ответа на этот вопрос необходимо более подробно рассмотреть, что же собой представляют волевые качества личности.
В современной психологии спорта волевые качества обычно делят на две группы: первая связана с качествами, характеризующими целенаправленную активность спортсмена, а именно, целеустремленность, решительность, инициативность, энергичность, а вторая – с торможением нежелательных действий и процессов, например, терпеливость, упорство, психологическая выносливость и выдержка.
Основанием для классификации различных волевых качеств выступает то, что в основе качеств первой группы лежит сила возбуждения в нервной системе спортсмена, а в основе второй – сила торможения.


Исходя из этого, можно сделать вполне объективный вывод о том, что в зависимости от типа нервной системы спортсмена, развитие тех или иных волевых качеств будет происходить по-разному. Так, для спортсменов с выраженным преобладанием возбуждения в нервной системе проще развивать у себя настойчивость и решительность, а для игроков с преобладанием торможения – терпеливость и выдержку.
Из этого вовсе не следует, что спортсменам недоступно приобрести другие волевые качества, не свойственные для их темперамента. Но процесс этот долгий и трудоемкий, требующий от тренера дополнительной психологической компетентности и собственной силы воли, которая в данной ситуации может рассматриваться не только как средство достижения цели, но и как пример для подражания.


Для формирования целеустремленности у юных теннисистов необходимо, с одной стороны, дополнительно мотивировать их к сложным и трудоемким тренировкам, используя, например, эффект соперничества, а с другой – ставить поэтапные, достижимые цели – спортсмен должен приобрести позитивный опыт достижения поставленных задач и испытать весь комплекс позитивных эмоций и ощущений с этим сопряженных.
В другой ситуации, когда «планка» изначально поставлена слишком высоко и выглядит малодостижимой, у юниора может возникнуть разочарование и отчаяние, оттого, что, несмотря на все его усилия, поставленная задача не решается. Иными словами, «свет в конце туннеля» должен быть вполне отчетливым и приближающимся соответственно затрачиваемым усилиям со стороны спортсмена.


Кроме того, крайне важно, настраивая юниора (да и не только юниора) на соревнования ставить перед ним задачу, не связанную напрямую с результатом матча, а на максимальную самоотдачу и старание в каждом действии. Таким образом, можно решить сразу несколько важных задач: с одной стороны, убрать страх за возможное поражение и связанные с ним негативные переживания и излишнее напряжение, а, с другой, приучить, что называется, «биться до конца».
Ведь не случайно в спорте существуют награды за «волю к победе» и «приз зрительских симпатий», которые, как правило, как раз на стороне спортсмена с наиболее «бойцовским» волевым характером. Подобные ценностные ориентиры должны быть отчетливо усвоены юными теннисистами, тогда качества настойчивости и решительности будут обретаться более успешно.


Другими важными свойствами волевой сферы являются терпеливость и упорство. В спортивной деятельности терпеливость – это способность человека долго переносить неблагоприятные состояния, а упорство – стремление к достижению цели «здесь и сейчас», на данной тренировке или матче. Не стоит лишний раз говорить о том, насколько эти качества важны в теннисном поединке.
Одним из методов развития у спортсменов способности работать «на преодоления себя» являются, так называемые, «ударные нагрузки». Естественно, что подобные тренировки должны учитывать физические возможности спортсменов и не проводится слишком часто.
В названии статьи мы не случайно упомянули разум или, выражаясь по-научному, интеллектуальные свойства личности, так как, развитие волевой сферы должно, во-первых, носить вполне осознанный и целенаправленный характер, а, во-вторых, подразумевать понимание наличия естественных пределов человеческих возможностей, в том числе, и психических.


Необходимо помнить, что «чистая» воля без достаточного интеллекта и разумного подхода, грозит перерождением упорства в упрямство, настойчивости в маниакальность, а решительности в безрассудство. Все это не лучшим образом скажется не только на корте, но и в других сферах жизни. В то время как сильная воля в сочетании с разумом и спортсмена и его тренера способна преодолеть любые препятствия, которые изначально кажутся недостижимыми.


tennisweekend

Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 3071
  • Карма 59
  • Пол: Мужской
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
Re: Психология в спорте и теннисе
« Ответ #181 : Январь 18, 2018, 08:59:11 pm »




Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 3071
  • Карма 59
  • Пол: Мужской
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
Re: Психология в спорте и теннисе
« Ответ #182 : Январь 27, 2018, 01:08:18 pm »
Блог спортивного психолога. Трудности подросткового периода. Часть 2



Автор:
Мариам Шебунина. Теннисистка, кандидат в мастера спорта.
В 2007 закончила МГУ им. М.В. Ломонсова, факультет Психологии.
Работала в общеобразовательной школе и детских садах по программе «Монтессори».
С 2010 года индивидуально работает со спортсменами разных направлений.
С 2013 г. - спортивный психолог Академии Александра Островского в Химках.

Продолжая обсуждение крайне непростой спортивной среды, в которой живет ребёнок-спортсмен, хотелось бы отдельно выделить актуальную тему тревожности и страха. Усиление эмоциональной чувствительности, трансформация самооценки развивающейся личности и, в общем, самоощущение в социуме являются мощным фактором активации страхов.

Страх - это эмоциональное переживание, которое испытывает индивид во время опасности или при его ожидании. А тревожность можно охарактеризовать как переживание беспомощности и неопределённости, перед надвигающейся опасностью, которая еще не случилась. То есть, при крайней эмоциональной чувствительности (в переходный период) ребенок не всегда может предсказать позитивный исход матча или успешность тренировки (некоторые дети боятся тренировочного процесса, так как они также не могут гарантировать успешность выполнения всех предложенных тренером заданий) и уже до начала игры/тренировки начинают тревожиться о результате.

Выходя на корт юный спортсмен уже ощущает присутствие страха внутри себя. Соответственно, мысли не о том, какую тактику применять в данном матче или какой элемент он должен отработать в данном поединке, а о том, как отреагируют окружающие на негативный исход матча, что скажут родители, тренер. Также психику подростка перегружают мысли о рейтинге противника, о том, что значимые взрослые его часто сравнивают с более успешными юниорами. Одним словом, при развитии личности, когда структура самосознания становится сложной, именно в этот момент активно зарождаются сомнения, тревоги и страхи. Причем данные негативные переживания уже не те, что были в детском периоде, когда вы могли привести в чувство ваше чадо одним грозным взглядом или высоким тоном, преходящим на крик.


В подростковом периоде речь идет о более серьезных структурах, имеется в виду паника самого спортсмена, который искренне не знает, что с ним происходит, стыд и разочарование в себе, ужас от одной мысли, что ему страшно. От родителей можно часто услышать фразы, сказанные перед игрой: «Не бойся бить, рисковать, играй в свой лучший теннис, не бойся ошибиться» и так далее.

А ребенок стоит с ужасом в глазах, с уже практически начинающейся панической атакой и при этом кивает головой в знак согласия. Парадокс заключается в том, что он вас не понимает и не слышит, у него еще нет собственного жизненного опыта, чтобы справляться с собой в крайне экстремальных условиях, плюс еще справиться с тем, что родные близкие люди разочарованы, рассержены и просто не понимают, как так можно себя вести: психовать, плакать и сдаваться, когда еще матч не закончен.


Жизнь и теннис в частности – это тренировка воли, целеустремленности, выдержки, помехоустойчивости и, конечно же, способности выходить за рамки своих возможностей, но родителям необходимо выдерживать свою роль – роль защиты, принятия и поддержи в любых, даже в самых провальных ситуациях!

Если коротко, справиться с тревогой, страхом, с низкой самооценкой, с постоянным недовольством собой, с плохими результатами подростку поможет лишь твердая почва под ногами в виде семьи. Это не значит, что нужно быть мягкими и никогда не ругать ребенка. Наоборот, ребенка нужно воспитывать строго, но адекватно.

На теннисном корте главную роль нужно отдать Тренеру, который должен вести игрока, ругать его за технические недочёты, выстраивать стратегию матча и требовать беспрекословного выполнения заданий и, что самое главное, разбирать ошибки после проигранных или выигранных матчей. А родителям необходимо оставаться родителями, которые выслушают, поймут и сориентируют маленькую личность на кропотливый труд и терпение.

Также крайне важно в данный период суметь выстроить диалог с самим подростком и помочь ему озвучить переживания, которые в нем бушуют. Дать ему понять, что тревожатся, боятся и сомневаются - ВСЕ! Вся первая мировая десятка (как мужская, так и женская): лучшие теннисисты планеты испытывают те же человеческие чувства, как и он сам. Разница лишь в том, что они научились именно принимать эти чувства и играть в свою игру несмотря на колоссальное напряжение и бурю внутри. schooltennis.ru

Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 3071
  • Карма 59
  • Пол: Мужской
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
Re: Психология в спорте и теннисе
« Ответ #183 : Январь 27, 2018, 01:11:03 pm »
Блог спортивного психолога. Трудности подросткового периода. Часть 3



Автор:
Мариам Шебунина. Теннисистка, кандидат в мастера спорта.
В 2007 закончила МГУ им. М.В. Ломонсова, факультет Психологии.
Работала в общеобразовательной школе и детских садах по программе «Монтессори».
С 2010 года индивидуально работает со спортсменами разных направлений.
С 2013 г. - спортивный психолог Академии Александра Островского в Химках.

Что такое талант?

Общее определение «таланта» звучит следующим образом: талант - это высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение больших успехов в той или иной деятельности. Время, в которое проявляется талант, сугубо индивидуальный процесс и зависит от различных факторов, таких как темп развития личности, среда развития, наследственность.

Многие родители задаются вопросом о талантливости своих детей: обладают ли они всеми необходимыми данными, для того чтобы быть в лидерах и крайне успешно выступать? Данная тема, навеяна прочтением очень интересной книги Малькольма  Гладдуэла  «Гении и аутсайдеры». Автор рассматривает отношение между талантом и успехом и говорит о том, что связь между ними является не такой уж тесной. Для того чтобы раскрыть талант необходимо наличие ряда факторов, которые не всегда зависят от одного человека.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

•   Необходимо наличие определенной среды, в которой развивается ребенок;
•   Умение выполнять монотонную работу на протяжении долгого времени;
•   Требуется затратить примерно 10000 часов, для того чтобы стать хорошим специалистом в той или иной области;
•   Требуется наличие не только теоретического интеллекта, но и практического
•   Также немаловажную роль играет наличие «правильного» родительского воспитания.

На самом деле, крайне важно развивать ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями и его уникальным темпом. Родители постоянно сравнивают свое чадо с другими уже состоявшимися игроками или сверстниками, которые являются лучшими в своей возрастной категории. Тем самым упуская из вида уникальную личность своего ребенка. Зачастую, родители не могут увидеть способности юного спортсмена, потому что чаще всего руководствуются конечным результатом тренировок, сыгранных матчей, тем, насколько ребенок эмоционально реагирует на стресс и напряжение во время спортивной деятельности. Одним словом, ориентируясь на внешние факторы, упускается течение внутренних процессов еще неокрепшего спортсмена. schooltennis.ru

Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 3071
  • Карма 59
  • Пол: Мужской
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
Re: Психология в спорте и теннисе
« Ответ #184 : Январь 28, 2018, 11:23:33 am »
Боевой транс. Как и в чем эффективен гипноз в спорте?




Аутогенная тренировка. Самовнушение. Обучение самогипнозу


Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 3071
  • Карма 59
  • Пол: Мужской
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
Re: Психология в спорте и теннисе
« Ответ #185 : Февраль 03, 2018, 12:08:23 pm »
Тонкий мир в спортивной психологии.

Как и обычно – идея статьи вызрела после внезапного творческого озарения - в результате просмотра ролика известного психотерапевта Ковалева и последующего его осмысления и публичного обсуждения – в реале и в сети.

Итак – исходный тезис – глубокая полная шизофрения, доктор Джекил и мистер Хайд, причем один – гипотоник, а другой гипертоник, и переключение давления со 190 на 120 на 100 на 60 – практически мгновенное. Аналогичный случай – женщина, тоже две, как бы в одном теле – и сахар то 16, то мгновенно 5.

Никакими законами физиологии это явление, естественно, не объясняется. После некоторого размышления я нашел для себя волне логичное и непротиворечивое объяснение, что ТЕЛА НА САМОМ ДЕЛЕ – ДВА. Хоть и очень похожие. И так как каждая часть души – вполне самостоятельна и уже вполне сложившаяся душа – то в этом случае она может себе взять из тонкого мира то тело, которое ей нравится.

Физически это все должно неплохо объясняться теорией эфира, но с этим я уж разбираться не буду, пусть с этим разбираются мои коллеги, которые сейчас хоронят теорию великого фальсификатора «физика» Альберта Э.

Первый вывод – да, душа в какой-то момент прихода в этот мир берет себе тело ТАМ, и чтобы она не скакала по телам как блоха и как результат не была бы бессмертной ЗДЕСЬ – и стоят специально обученные керубы с огненными мечами (лазеры? протуберанцы?), те что охраняют в раю древо бессмертия…

Не пускают, в общем, но путь-то оказывается – ЕСТЬ. Мы же видим – вторая душа запросто берет себе второе тело. То есть логично рассуждая – изменяясь самому, то есть веря что это возможно – можно взять себе ЛЮБОЕ тело.

Момент этот называется озарением, иллюминацией, инициацией и т.д. если брать чисто спорт – примеров хватает. Владислав Третьяк – согласно мифу – вратарем стал потому что был редкий увалень, и пока все бежали к стойке с формой – пришел последним, и осталась одна вратарская. И надев ее – он ВДРУГ взял да и стал одним из самых быстрых людей планеты… В том же теннисе – найденная в подвале ракетка или книжка по теннису – радость абсолютного узнавания – в результате уровень топа мира. И так далее – примеры ищите сами, так как как и положено живому богу – я лично ничего никому доказывать уже не хочу.

Кстати, хватает и обратных примеров – когда одним неприятным утром накал души слабнет, и просыпаешься уже не игроком. Много кто из известных спортсменов говорит об именно ВНЕЗАПНОМ отключении этого канала, души от тонкого мира. Брать то тело которое хочется – становится невозможным, а то что осталось – старится, причем скачкообразно, как и положено телу Вани Иванова-Завидко-Цукермана, любящего сериалы, и завтракающего пивом. Нафига такому астрал, если ему уже и в реале делать нечего?

У меня лично в результате этого получается что задача спортпсихологии, впрочем как и всего тренировочного процесса – тот самый разогрев души, благодаря которому границы возможностей этого тела, казавшиеся незыблемыми – отодвигаются и отодвигаются. Это те самые тренировки «с душой». Как известно – не имеющие ничего общего с отбыванием номера с низкой мотивацией. Кстати – таких тренировок и надо куда меньше чем всякой скучищи. Раза в три минимум…

Как и пложено хай-теку – разогрев этот должен быть весьма грамотным и правильно дозированным и направленным, но это уже вопрос технологий…

Кстати – блестяще и массово это удалось нашему народу и его правительству в годы ВОВ, когда мы реально умыли кровью всю эту цивилизованную высокотехнологичную гейропу, в итоге перебив у нее по последним данным на примерно три миллиона солдат больше чем они у нас. Потому что они материалисты и в душу не верили…

Но это – уже не спорт. А в спорте своим коллегам и их воспитанникам – желаю горения души!

Р. Аваев, Спб def.kondopoga.ru
23 мая 2015

Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 3071
  • Карма 59
  • Пол: Мужской
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
Re: Психология в спорте и теннисе
« Ответ #186 : Февраль 15, 2018, 10:53:36 am »
Хочу быть капитаном команды



А почему бы не сделать ребёнка капитаном команды, например в парном разряде?
Капитан - человек, принимающий решения.
Те, кто принимают решения, должны владеть пятью навыками:

🎾 определением альтернативных вариантов действия
🎾 определением соответствующих критериев для рассмотрения вариантов
🎾 оценкой вариантов
🎾 резюмированием информации о вариантах
🎾 самостоятельной оценкой последствий принятия решения

Ребёнок будет учиться этим навыкам сам и с помощью тренера.
Тут разворачивается поле для творчества. Можно варьировать тактические схемы. Можно осуществлять психологический контроль за собой, напарником, содействовать позитивному психологическому климату.

Спортивный психолог Тренер по теннису Татьяна Козлова

Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 3071
  • Карма 59
  • Пол: Мужской
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
Re: Психология в спорте и теннисе
« Ответ #187 : Февраль 15, 2018, 11:05:48 am »
Оппортунизм



Оппортунизм - предание интересов цели во имя интересов дня.
Родители детей-теннисистов часто становятся оппортунистами.⚠️
Когда устраивают бесконечную гонку за набором
очков в рейтинге.

Страдает качество игры сегодня и физическая подготовка ребенка.‼️

Спортивный психолог Тренер по теннису Татьяна Козлова