Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - Vladimir

Страницы: [1]
1
Проблемы обучения. / Теннис и стресс.
« : Март 01, 2019, 05:46:26 pm »
Вступление..

В последней своей статье «Доминирующий фактор», опубликованной в 55 номере журнала, я касался очень узкой темы, связанной с соотношением ведущего полушария с  другими ведущим органами (глазом, ухом, рукой, ногой) и возникающими в связи с этим стрессовыми ситуациями в процессе обучения,  основываясь на работах биолога Карлы Ханнофорд.

В настоящей статье я пытаюсь в краткой форме прикоснуться к общим принципам возникновения стрессовых ситуаций, базирующихся на основе основоположника теории стресса Ганса Селье, способам управления им на основе работ биолога Роберта Сапольски  и спортивного психолога Джима Лоера.

Что такое стресс?

Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». Основоположник учения о стрессе рассматривал стресс как состояние неспецифического напряжения в живом организме, вызванное любым внешним повреждающим фактором, независимо от его природы (физической, психологической, химической, биологической и т.п.).
 
У каждого организма есть идеальный уровень насыщенности крови  кислородом, идеальная кислотность, идеальная температура тела, давления крови, частота пульса и т. п.  Все эти  разные переменные находятся в состоянии равновесия, когда все  физиологические параметры поддерживаются на оптимальном уровне (в медицине это называется гомеостаз). Любой фактор, который пытается выбить нас из этого равновесия и называется стрессором, а острая реакция на  стресс   -  это все то, что делает наше тело, чтобы восстановить гомеостаз. Да простят меня читатели, изучавшие и изучающие физиологию, в дальнейшем я попытаюсь избегать сложных терминов.

И каким бы ни был  стрессор,  включается одна и та же реакция по цепочке:  тревога (возбуждение) – адаптация (напряжение) - истощение.
Возникает вопрос. Как правильно управлять этим процессом, чтобы он не изнурял нас, а приводил к успеху.  Ответ очевиден. Нужно представлять,  как стресс воздействует на наш организм и как с этим жить.

Механизм воздействия стресса.

Предположим, вы находитесь  в Памплоне во время праздника  Сан-Фермин  и перед вами внезапно возникает разъяренный бык. На мгновение ситуация кажется безвыходной, но  -   слава богу!  У вас неизвестно откуда появилась сумасшедшая энергия, которая понесла вас по узким улицам города.
Состояние тревоги - это первая реакция организма на какое-то воздействие и сигнал к его мобилизации. Это шоковая стадия. Состояние тревоги обеспечивает вегетативная нервная система, то есть тот участок нервной системы, который мы не в состоянии контролировать. Эта система реагирует мгновенно на любое изменение окружающей среды, поддерживая постоянство внутренней среды организма. При повышении температуры окружающей среды тело потеет, охлаждая организм, а в мороз кровеносные сосуды на поверхности кожи сужаются, уменьшая теплопотери, в темноте расширяются зрачки и  сужаются на ярком свете, - в общем, тело как может, оберегает наш организм. Чем больше изменение - тем сильнее и сложнее реакция.

В числе прочих, вегетативная система будит эндокринную, то есть систему, которая регулирует процессы в организме через гормоны. Дальнейшие действия осуществляет именно эта система. Эндокринная система, разбуженная вегетативной системой, сохраняет изменения, происшедшие в организме с помощью выделения гормона адреналина. Адреналин поддерживает изменения, сделанные вегетативной системой. Эта реакция средней продолжительности - от нескольких секунд до 10-15 минут.

Но что дальше? Ваши силы не безграничны. Где взять дополнительную энергию? На этом реакция тревоги завершается и переходит в реакцию адаптации. Реакция адаптации - это уже наиболее длительная стадия стресса, которая происходит с участием головного мозга (конкретно - гипоталамуса). Все действия направлены на приспособление к окружающим условиям. На этом этапе происходят такие изменения как увеличение содержания глюкозы в крови (обеспечение повышенного запаса энергии), увеличение количества клеточных структур, которые синтезируют энергию и так далее. Реакция адаптации может быть, длительной и нет, все зависит от состояния организма и длительности воздействия стрессора.
 
Реакция адаптации имеет два исхода: либо организм справляется с проблемой и выводит вас в безопасное место, где вы чувствуете себя героем, либо силы организма подходят к концу, и тогда вы отдаете себя на волю случая. Так наступает реакция истощения.






2
Приведу мнение  человека, который в разное время привлёк немалое количество денег на поездки по турнирам как в России, так и далеко и очень далеко за её пределами. На организацию и проведение многочисленных турниров – любительских, ветеранских, турниров РТТ. На издание книг и журналов. На создание того же Tennis-Piter.ru.

Во-первых, чтобы привлечь хоть какие-то деньги нужно иметь начальные РЕЗУЛЬТАТЫ. К примеру, если речь идёт о юном теннисисте, то наиболее остро финансовый вопрос встает в 13-14 лет, когда, как говорится, «выбор сделан» окончательно и бесповоротно. Иными словами, в Питере вы должны выигрывать (как минимум, быть финалистами или призёрами) если не всё подряд, то очень многое. В первую очередь это касается официальных Первенств и Чемпионатов Санкт-Петербурга и Зимних Кубков, а также других турниров РТТ высоких категорий. И быть в своём возрасте в национальном Рейтинге в «десятке» или очень близко к ней.

Во-вторых, имейте чёткий и обоснованный календарь турниров (на определённый период: месяц, сезон или целый год), на поездки на которые вы бы хотели иметь финансовую поддержку. Тогда вы можете получить деньги (из одних рук) если не на год, то хотя бы на одну-две поездки, что тоже немаловажно.

В-третьих, совершенно определённо укажите, на какой результат вы рассчитываете, участвуя в том или ином соревновании. Это очень и очень важно, когда подводятся итоги спонсорского сотрудничества за оговоренный период и встаёт вопрос о продолжении такого сотрудничества.

В-четвёртых, обращаясь за финансовой помощью на поездки на турниры, уточняйте, что деньги будут потрачены исключительно на игрока (сопровождающие родители финансируют себя из собственного кармана – обычная практика, существующая в так называемых цивилизованных теннисных странах).

В-пятых, всегда имейте под рукой подробный финансовый ОТЧЁТ (с оплаченными билетами, чеками и квитанциями) о потраченных деньгах на каждую отдельную поездку, на каждый отдельный турнир. И никогда не «покупайтесь» на разговоры вашего спонсора о том, что он вам «доверяет на все сто». Психология человека устроена так, что без ОТЧЁТА спонсору рано или поздно (обычно рано) начинает казаться, что деньги тратятся далеко не так, как НАДО.

Я бы мог продолжать и «в-шестых», и «в-седьмых»… и так без конца, но ограничусь вот чем. Прежде чем начать родительские действия по поиску денежных средств для поддержки юного дарования вы должны зарубить себе на носу одну истину, которая выражается сакраментальной фразой «НАМ НИКТО НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН». Если КТО-ТО дал вам на ЧТО-ТО хоть одну копейку, вы должны помнить об этом до конца своей жизни. Вашим любимым словом должно стать «СПАСИБО». А лучше – словосочетание «БОЛЬШОЕ СПАСИБО» или «ОГРОМНОЕ СПАСИБО»…

Слава Шориков,
Шеф-Редактор Tennis-Piter.ru

3
Теннисный тренажерный комплекс “Junior”



Настоящий комплекс тренажеров разрабатывался в течение последних 10 лет и состоит из 7 отдельных тренажеров. Основное их предназначение – помочь тренеру при постановке или коррекции техники своих учеников, подключив к процессу обучения мышечную и моторную память.

На фото фрагмент Международной спортивной выставки в Конгрессно выставочном центре в Сокольниках, Москва в апреле 2016 года.


4
Борисовский теннисный клуб.




Теннисные корты в городе Борисове построены в 1998 году по типичному проекту: высокая земляная подушка, три слоя щебня (создают эффект расклинивания), уклон от центра в обе стороны, дренажные трубы по краям с двумя дренажными колодцами, цементные бордюры с оградительной сеткой вокруг корта, шесть мачт освещения по краям мощностью 1.5 кВт каждая, система полива и летний павильон с двумя раздевалками с душевыми и туалетом.
 
 Если Вы собираетусь строить земляные корты или уже их построили, возможно найдете что-нибудь полезное для себя. Буду рад получить в ответ Ваши замечания или советы.

5
Проблемы обучения. / Проблемные вопросы
« : Февраль 02, 2017, 06:50:01 pm »
Концентрация внимания.
С давних времен существует выражение «смотри на мяч» и «держи голову прямо». Попытаемся это обосновать с физиологической точки зрения.
Согласно т.н. моторной теорию внимания, предложенной Т. Рибо, основную роль в процессах внимания играют движения. Благодаря их избирательной и целенаправленной  активизации психическая деятельность концентрируется в нужном направлении и одновременно отвлекается от всего остального, что достигается вследствие закона взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. Очаг возбуждения в коре больших полушарий, появившийся при воздействии внешнего сигнала, вызывает торможение в других участках коры. Так создаются наилучшие условия для восприятия того, на что направлено внимание. Поэтому внимание не должно быть непроизвольным, внезапным, то есть на мяч нужно смотреть с момента его схода с ракетки соперника. Аналогично происходит при резком повороте головы, где основную роль играет еще и  вестибулярный аппарат, который находится в ушах человека.
Например, при выполнении ударов над головой при резком поднятии головы вверх, некоторые дети теряли координацию и даже падали.  В беседе с их родителями было установлено, что в детстве все они переболели воспалением среднего уха.
Исследования в других видах деятельности показывают, что вестибулярный аппарат человека на любом этапе его развития легко поддается адаптации к поставленным задачам (фигуристы, прыгуны в воду, летчики и т.п.).

6
Проблемы обучения. / Примеры из практики
« : Январь 31, 2017, 04:02:41 pm »
История 1.
Не так давно, мне помогал крепить на стене скобы для тренажеров в МТА один местный специалист лет 40-45. Я обратил внимание, что он умело орудует двумя руками, на что он ответил: "я же амбидекстр".  По его словам он никогда не задумывается какой рукой, что делать, все происходит безсознательно.
В течение двух часов работы мы вдоволь наговорились и в конце он принял мою точку зрения, что он скрытый левша.
Почему? Потому, что все сложные операции, требующие координации он делал левой рукой, а все простые - правой.
В жизни у него никогда не было повода обратить на это внимание.

7
Проблемы обучения. / Доминирующий фактор
« : Январь 31, 2017, 11:05:49 am »
Здравствуйте уважаемые форумчане.

По приглашению администратора хочу представить Вам для ознакомления целый комплекс вопросов, связанных с проблемами обучением детей теннису и другую связанную  информацию, которую я хорошо знаю.  Я не претендую на монополию информации.  Вы можете иметь другую точку зрения, поэтому ничего личного постараюсь не писать. Познакомимся поближе в ходе дискуссии.


С уважением, Владимир Одинцов.
Директор и тренер Борисовского теннисного клуба.

Страницы: [1]