Автор Тема: Люди приходят , люди уходят ..........  (Прочитано 2233 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 2719
  • Карма 47
  • Пол: Мужской
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
Re: Люди приходят , люди уходят ..........
« Ответ #30 : Август 16, 2017, 08:59:09 pm »
Народная артистка России Вера Глаголева скончалась в Германии





Народная артистка России Вера Глаголева скончалась в Германии. Об этом сообщает агентство новостей «Москва» со ссылкой на источник, близкий к семье. «Она умерла в Германии. И, к сожалению, она приехала и умерла сразу же. Ее привез Кирилл (муж актрисы. — прим. Рамблер), и она сразу умерла сегодня», — заявил собеседник агентства.

Собеседник заявил, что Глаголева находилась в критическом состоянии, и ничего уже нельзя было сделать. 16 августа в возрасте 61 года скончалась актриса, режиссёр, сценарист и продюсер Вера Глаголева. Она страдала от онкологического заболевания. Сообщалось, что артистка умерла в США. Последним фильмом, в котором снялась Глаголева, стала картина «Две женщины» 2014 года по пьесе Ивана Тургенева. Свою первую роль актриса сыграла в фильме режиссёра Родиона Нахапетова «На край света» в 1975 году.

Всего актриса снялась почти в 50 фильмах, среди которых критики выделяют «Сошедшие с небес», «Выйти замуж за капитана», «Не стреляйте в белых лебедей». Глаголева сняла шесть фильмов в качестве режиссёра.

Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 2719
  • Карма 47
  • Пол: Мужской
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
Re: Люди приходят , люди уходят ..........
« Ответ #31 : Сентябрь 04, 2017, 02:49:50 pm »
Скончалась Стелла Барановская





Актриса Стелла Барановская умерла после продолжительной болезни. Об этом написали в Instagram. Барановская боролась с онкологическим заболеванием — острым лимфобластным лейкозом.

Гордон рассказала изданию StarHit, что в последние дни Барановская «не могла ходить и испытывала адские боли». «Стеллин ребенок даже оставался у меня дома… Бабушка Стеллы и ее подружка Оля сегодня в пять утра сообщили мне эту печальную новость. Сейчас мы занимаемся организацией похорон», — добавила Гордон.
Она также заявила, что Стелла Барановская не отказывалась от лечения, как писали некоторые СМИ. «Просто в какой-то момент Стелле не помогало. Не нам осуждать человека, который находился в тяжелейшем состоянии и прибегал к разным методикам лечения», — отметила Гордон.
Телеведущая Лера Кудрявцева, которая дружила с Барановской, также выразила в Instagram соболезнования в связи со смертью актрисы. «Не стало самой красивой, доброй, нежной девочки. Не могу поверить и найти правильных слов. Как ты страдала и мучилась, сколько испытаний выпало тебе на твою хрупкую душу. Покойся с миром, девочка», — написала Кудрявцева.

Ведущая Анфиса Чехова также прокомментировала смерть подруги. «Спасибо за любовь, которую дала. Когда в сердце много, слова застревают в горле. Ругаю себя, что не успела последний раз сказать тебе, что я тебя люблю. Но ты ведь, знаешь, Крошечка, мы еще с тобой обязательно встретимся!» — написала Чехова.
В прошлом году Барановская лично рассказала о своем диагнозе в студии передачи «Прямой эфир». Тогда она у нее была ремиссия, но, по словам актрисы, в ее организме были обнаружены метастазы.
Диагноз Барановской поставили в конце 2015 года в США. Сообщалось, что актриса прибегала к нетрадиционным методам лечения рака. Она нашла госпиталь, где онкологию лечат методом детоксикации, занятиями по йоге и инфракрасной сауной. Также она ездила в Мексику, где ей обещали сделать инъекцию препарата, якобы убивающего раковые клетки.

news.rambler.ru/starlife/

Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 2719
  • Карма 47
  • Пол: Мужской
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
Re: Люди приходят , люди уходят ..........
« Ответ #32 : Сентябрь 18, 2017, 11:39:41 am »
Скончался оперный певец Зураб Соткилава



Оперный певец, народный артист СССР Зураб Соткилава скончался в понедельник. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на гендиректора Большого театра Владимира Урина.

Зурабу Соткилаве было 80 лет.

«Умер Зураб Лаврентьевич Соткилава, замечательный артист Большого театра. У него была тяжелая болезнь, с которой он боролся до конца», — сказал Урин.

Время прощания и похорон станут известны позже.

Зураб Соткилава родился в 1937 году в Сухуме. Он начал заниматься вокалом уже в юношеском возрасте с профессором тбилисской консерватории Николаем Бокучава, отмечает «РИА Новости».

В 1960 году окончил Грузинский политехнический институт, после чего поступил в Тбилисскую консерваторию. В 1972 году Соткилава окончил аспирантуру при консерватории и был принят в Тбилисский театр оперы и балета имени Захария Палиашвили.

Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 2719
  • Карма 47
  • Пол: Мужской
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
Re: Люди приходят , люди уходят ..........
« Ответ #33 : Сентябрь 28, 2017, 12:35:51 pm »
В США на 92-ом году жизни умер основатель и шеф-редактор журнала Playboy Хью Хефнер.

Информация об этом появилась в Twitter издания. Как пояснили в компании Playboy Enterprises, Хью Хефнер скончался в особняке Playboy в Лос-Анджелесе.



По словам представителя Playboy Enterprises, миллиардер умер "в результате естественных причин". В момент смерти с ним находились родные и близкие.

Информация о том, где и когда состоятся похороны Хью Хефнера, пока не разглашается.

Напомним, в прошлом году зарубежные СМИ сообщали о тяжелой болезни основателя Playboy. Однако Хефнер отшутился, заявив, что не догадывался о своем недуге и поэтому не успел отменить планы на выходные.

- Хотелось бы, чтобы таблоиды проинформировали меня немного раньше, что я болен, - заявил Хефнер.

Хью Марстон Хефнер родился в Чикаго 9 апреля 1926 года. После службы в армии США работал в рекламном отделе журнала Esquire. В 1953 году он занял 8000 долларов для первого номера Playboy. Дебютный выпуск украсили обнаженные фотографии Мэрилин Монро, которые Хефнер купил всего за 200 долларов. За несколько недель было продано более 50000 экземпляров Playboy.

Эротический журнал разбирали как горячие пирожки еще и потому, что в тот период на рынке мужских изданий доминировали журналы про охоту и рыбалку, пишет BBC.

Оффлайн hunter

  • Маршал
  • ******
  • Сообщений: 1103
  • Карма 56
    • Просмотр профиля
Re: Люди приходят , люди уходят ..........
« Ответ #34 : Октябрь 03, 2017, 02:26:15 pm »
Дед веселился от души.  :D 

Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 2719
  • Карма 47
  • Пол: Мужской
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
Re: Люди приходят , люди уходят ..........
« Ответ #35 : Октябрь 20, 2017, 12:16:25 pm »
«Лучше бы я не забивал тот гол»
ГАЗЕТА.RU



35 лет назад на стадионе «Лужники» произошла давка, в которой погибли 66 человек. Она стала самым трагическим случаем в истории советского и российского спорта. О событиях того дня и их причинах рассказывает «Газета.Ru».

На 20 октября 1982 года на Большой спортивной арене «Лужников» (тогда — Центральный стадион им. В. И. Ленина) был назначен матч 1/16 розыгрыша Кубка УЕФА между футбольными клубами «Спартак Москва» (СССР) и «Хаарлем» (Нидерланды). Накануне выпал первый снег, да и сам день матча оказался на удивление морозным, температура упала до -10°С. Так что из 82 тыс. билетов на матч были куплены лишь 16 тыс.

Снег запорошил трибуны, к началу игры удалось очистить и открыть для болельщиков только две из них, «С» (восточную) и «А» (западную). Впрочем, вместе они вмещали почти 50 тыс. человек, так что места хватило всем.

Большинство фанатов, около 12 тыс., предпочло трибуну «С», которая находилась ближе к метро.

Матч начался в 19:00, первый гол в ворота «Хаарлема» был забит уже на 16-й минуте. Ближе к концу матча большинство болельщиков решило, что исход очевиден, и не стало дожидаться еще голов. Толпа двинулась вниз по одной из лестниц трибуны, той, что была ближе к метро.

За 20 секунд до конца матча футболист «Спартака» забил в ворота «Хаарлема» еще один гол. И в это же время под трибуной началась давка, ставшая самым трагическим случаем в истории советского и российского спорта.

66 человек, в основном подростки, были задавлены насмерть. Еще почти столько же получили увечья.

Согласно распространенной версии, трагедия была вызвана реакцией толпы на второй гол — якобы часть болельщиков развернулась и попыталась пойти обратно, в результате чего и возникла давка.


— сокрушался спустя годы в беседах с журналистами футболист Сергей Швецов. Однако следствие установило, что давка не была связана с голом и началась раньше.

По показаниям очевидцев, на лестнице упала девушка, несколько человек хотели помочь ей подняться, но напирающая сзади толпа повалила их на землю и затоптала. О них спотыкались другие, груда тел росла. Люди не могли пройти дальше, перила лестницы выгнулись, болельщики начали падать на бетонный пол.

Гол Швецова, вероятно, наоборот улучшил положение — часть болельщиков, только начавших спускаться, кинулась обратно, ослабив напор.

Власти старались скрыть масштаб трагедии. На следующий день единственное сообщение появилось в газете «Вечерняя Москва», которая вышла с заметкой в пару строчек на последней полосе: «20 октября после футбольного матча на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В. И. Ленина при выходе зрителей в результате нарушения порядка движения людей произошел несчастный случай. Имеются пострадавшие. Проводится расследование обстоятельств происшедшего».

Через несколько дней в газете «Футбол-Хоккей» вышла статья «Счет на секунды», а в газете «Советский спорт» — «Холодная погода — горячая игра». В них красочно расписывался ход матча, но о трагедии не было сказано ни слова.

Виновными в случившейся давке суд признал директора и замдиректора Большой спортивной арены стадиона, главного коменданта и командира подразделения милиции, обеспечивавшего охрану общественного порядка на трибуне «С». Заместитель директора, ветеран ВОВ, попал в больницу с инфарктом, а командир подразделения милиции был тяжело ранен в попытках остановить давку, поэтому материалы в отношении них были выделены в отдельное производство.

Впоследствии все они попали под амнистию и либо были освобождены от наказания, либо их срок заключения был значительно сокращен.

Публикации одна за другой​ стали появляться лишь в 1989 году. Первым приоткрыл завесу молчания все тот же «Советский спорт», опубликовав статью «Черная тайна Лужников».

«Мы знали и не знали об этой трагедии, — говорилось в статье. — Верили и не верили.

Да и как было поверить, что на главном стадионе страны с его опытом проведения крупнейших мероприятий могут погибнуть в считанные минуты десятки людей?».

В той же статье появились и первые оценки количества погибших, правда, неверные: «Точного количества жертв не назвал в свое время суд. Определить его практически невозможно: и сегодня архивы у нас, как известно, закрыты и охраняются, пожалуй, крепче оборонных заводов.

Поэтому мы имеем только непроверенную цифру — 340 человек. Ее назвали нам родители погибших ребят, и не верить им у нас нет оснований».

О точном количестве погибших и пострадавших спустя несколько недель в интервью газете «Известия» рассказал следователь по особо важным делам Прокуратуры Москвы Александр Шпеер.

«Прокуратура тайны из происшедшего не делала, — отметил он. — То, что о трагедии сообщила лишь «Вечерняя Москва», более чем скупо как вы понимаете, вина не следственных органов, а той общественно-политической ситуации, которая существовала тогда в стране…

Наше прошлое хранит немало драм. Не получило огласки происшествие в 1975 году на столичном стадионе «Сокольники». После хоккейного матча между молодежными сборными СССР и Канады советские болельщики ринулись к автобусу с иностранцами, из окон которого градом летели разноцветные пластинки жвачки. В результате давки, которая возникла у ворот, закрытых перед людьми милицией, погибли более двадцати человек…Следствие выявило виновных в случившемся. Суд определил им меру наказания. Но страна обо всем этом не узнала. Как не узнавала она о многих других трагедиях.

На суд, слушавший уголовное дело о происшедшем в Лужниках, желающие могли попасть беспрепятственно. Но ведь известно и то, какими часто были «открытые судебные процессы» тех лет, когда на пороге стоял милиционер и охранял зал от публики….».

В 1992 году, к десятилетию трагедии, у западных трибун «Лужников» был установлен памятник «Погибшим на стадионах мира». 20 октября 2007 года, в день двадцатипятилетия трагедии, в «Лужниках» состоялся матч памяти погибших между ветеранами московского «Спартака» и голландского «Хаарлема». Также трагедии была посвящена книга «Drama in het Lenin-stadion», вышедшая в Голландии.

Оффлайн Добряк

  • Маршал
  • ******
  • Сообщений: 519
  • Карма 59
    • Просмотр профиля
Re: Люди приходят , люди уходят ..........
« Ответ #36 : Октябрь 23, 2017, 10:46:40 pm »
«Лучше бы я не забивал тот гол»
Удивительно, но этот факт не замалчивался. Редкий случай в СССР.

Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 2719
  • Карма 47
  • Пол: Мужской
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
Re: Люди приходят , люди уходят ..........
« Ответ #37 : Ноябрь 13, 2017, 02:26:00 pm »
Ушла легенда экстремального спорта

Величайший экстремальный спортсмен, альпинист Валерий Розов погиб в Непале при невыясненных обстоятельствах.



52-летний Розов был неоднократным чемпионом России и международных соревнований по парашютному спорту. В качестве альпиниста он покорил несколько мировых вершин.

В октябре 2016 года Розов побил мировой рекорд по высоте бейс-прыжка, начав полет с отметки 7700 метров над уровнем моря с гималайской вершины на границе Китая и Непала. Он провел в свободном падении 90 секунд и приземлился на леднике на высоте 6000 метров над уровнем моря.
news.rambler.ru

Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 2719
  • Карма 47
  • Пол: Мужской
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
Люди уходят ... Последнее интервью ...
« Ответ #38 : Ноябрь 20, 2017, 08:08:52 pm »
Последние интервью писателя-сатирика Михаила Задорнова (уже болеющим раком)








Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 2719
  • Карма 47
  • Пол: Мужской
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
Re: Люди приходят , люди уходят ..........
« Ответ #39 : Ноябрь 22, 2017, 06:54:53 pm »
«Огромное несчастье для музыкального мира»

Умер певец: чем запомнился всему миру Дмитрий Хворостовский

Отдел «Культура» 22.11.2017, 14:18




В возрасте 55 лет скончался оперный певец, драматический баритон, народный артист Дмитрий Хворостовский. Официальные причины смерти пока не объявлены; исполнитель более двух лет боролся с раком мозга. Дата и время прощания пока не объявлены.

О болезни Дмитрия Хворостовского стало известно летом 2015 года. На своем официальном сайте певец рассказал, что врачи обнаружили у него опухоль головного мозга и что ему предстоит длительное лечение. Хворостовский был вынужден отменить несколько концертов, чтобы пройти курс химиотерапии, но уже осенью 2015-го вернулся на сцену.


В сентябре он спел партию графа ди Луна в опере Джузеппе Верди «Трубадур» в Метрополитен-Опера (его партнером была Анна Нетребко), а в октябре выступил на закрытии конкурса «Новая волна 2015» в Сочи и в московском Кремле, в рамках программы «Хворостовский и друзья» — с латышской певицей Элиной Гаранчей.

Хворостовский еще несколько раз отменял запланированные выступления – уже в 2016 году. А в октябре 2017-го некоторые СМИ сообщили о его смерти – правда, эти сообщения были тут же опровергнуты родными и близкими исполнителя.

О кончине Хворостовского написал в своем твиттере Дмитрий Маликов; позже он удалил запись.

Но печальную новость подтвердила и семья певца – сообщение о смерти Дмитрия Хворостовского появилось в его официальном блоге на Facebook.

«От имени семьи Хворостовских мы с тяжелым сердцем объявляем о смерти Дмитрия Хворостовский — любимого оперного баритона, мужа, отца, сына и друга — в возрасте 55 лет, — сказано в сообщении. — После двух с половиной лет борьбы с раком мозга он умер утром 22 ноября, в окружении семьи, в своем доме в Лондоне. Пусть тепло его голоса и его дух всегда будут с нами».


По словам певца и депутата Госдумы Иосифа Кобзона, Хворостовский оставил завещание, в котором просил, чтобы его тело было кремировано, а прах разделен на две части и захоронен в Москве и на родине певца в Красноярске, сообщает ТАСС. Помощь в организации похорон оказывает Министерство культуры РФ. Дата и время прощания пока не объявлены.

Дмитрий Хворостовский родился в 1962 году в Красноярске. Первые уроки музыки он получил от отца, а после поступил в музыкальную школу. Ему прочили карьеру пианиста, но он выбрал иной путь – выучился на педагога, увлекался современной музыкой, играл джаз и рок, был солистом в группе. Даже преподавал какое-то время в обычной общеобразовательной школе.

Но в итоге он поступил на вокальное отделение Красноярского училища искусств, и уже во время учебы выступал в симфонических концертах, выходил на сцену Красноярского театра оперы и балета – в его оперную труппу Хворостовский и был зачислен в 1985 году. Пел ведущие партии в «Иоланте», «Евгении Онегине», «Риголетто», «Пиковой даме», «Паяцах» и других знаменитых оперных спектаклях.

Разумеется, участвовал в вокальных конкурсах – как на союзном, так и не международном уровне – например, в 1988-м он выиграл Гран-при Международного конкурса певцов в Тулузе.

В 1989 году Хворостовский получил главный приз этого состязания и титул «Лучший голос» на конкурсе британского телеканала «Би-би-си» «Певец мира».

Это стало поворотным пунктом его карьеры. 28-летний певец стал заслуженным артистом РСФСР (народного он получит в 1995-м), его приглашали выступать знаменитые оперные театры всего мира — лондонский Ковент-Гарден, Баварская государственная опера, Ла Скала, нью-йоркская Метрополитен-опера.

Хворостовский начал записывать альбомы, в которые входили исполнение им оперных арий («Tchaikovsky and Verdi Arias» 1990), русских романсов, а также аудиоверсии спектаклей с его участием (Philips выпустила «Сельскую честь» Пьетро Масканьи и «Евгения Онегина»).

Сам Хворостовский не раз говорил, что он именно оперный, а не популярный певец.

«Не могу себе представить, что стану петь современные эстрадные песни, — рассказывал он в одном из интервью. — Не рассчитывайте, что я продолжу карьеру Кобзона или Магомаева».

Юношеское увлечение джазом и роком он назвал «пройденным этапом», был уверен, что «джазовым исполнителем надо родиться», и вспоминал, что родители были в ужасе от его экспериментов в музыке. Впрочем, совсем от экспериментов он не зарекался – выпустил альбомы с песнями советских композиторов и песнями военных лет, вместе с Игорем Крутым записал совместную пластинку, исполнял песни Крутого (на стихи Лилии Виноградовой) на концерте в Государственном Кремлевском дворце в 2009-м.

Хворостовский с середины 1990-х жил в Лондоне, но и про свою родину не забывал – регулярно приезжал с концертами, записывался с Валерием Гергиевым и оркестром Мариинского театра, в 2000-м стал почетным гражданином Красноярска, а в 2015-м – всего Красноярского края.

Певец и композитор Юрий Антонов в беседе с телеканалом «360» назвал смерть Хворостовского огромным несчастьем для музыкального мира. По мнению директора Большого театра Владимира Урина, это потеря не только для российского, но и мирового сообщества, передает «Интерфакс».

«Он был очень теплым и душевным человеком», — сказал Иосиф Кобзон в эфире канала «Россия-24».

Свои соболезнования выразили певец Александр Градский, режиссер Владимир Бортко, пианист Денис Мацуев, а также президент России Владимир Путин. Экс-министр культуры Михаил Швыдкой сравнил Хворостовского с такими оперными звездами, как Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррерас.

Вообще Хворостовскому удалось сделать уникальную вещь — стать не просто всенародно почитаемым оперным артистом, но и настоящим секс-символом и поп-звездой, вызывавшим уважение далеко за пределами «резервации» филармонической музыки. И при этом ни разу не изменив ни чувству вкуса, ни своему ремеслу — а именно на такие компромиссы пытались идти его собратья по цеху в поисках славы.
газета.ru

Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 2719
  • Карма 47
  • Пол: Мужской
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail

Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 2719
  • Карма 47
  • Пол: Мужской
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
Re: Люди приходят , люди уходят ..........
« Ответ #41 : Декабрь 27, 2017, 09:24:24 pm »
Последний русский

Он открыл неизвестную Русь и не переставал верить в науку



24 декабря 2017 года на 83-м году жизни умер выдающийся российский ученый академик Андрей Зализняк. «Лента.ру» рассказывает, почему его смерть — невосполнимая потеря для России и мира, чем он запомнился и как боролся с современным мракобесием.

Многие читатели этого текста наверняка не в полной мере осознают масштаб потери, постигшей нашу страну. Андрей Анатольевич Зализняк был не просто ученым, не просто интеллектуалом и не просто популяризатором науки в те времена, когда научное знание не особенно-то и востребовано. Автор этих строк имел честь быть знакомым с ним и при встрече был поражен его скромностью и интеллигентностью. И вот нет теперь человека, расшифровавшего десятки (если не сотни) берестяных грамот русского Средневековья и открывшего голоса жителей Новгородской республики — государства, которому современная Россия наследует ровно так же, как и Великому княжеству Московскому.




12 июня 2008 года. Академик РАН, главный научный сотрудник Института славяноведения РАН Андрей Зализняк (слева) и президент России Дмитрий Медведев (справа) на церемонии вручения Государственных премий в Кремле.
Фото: Владимир Родионов / РИА Новости

12 июня 2008 года. Академик РАН, главный научный сотрудник Института славяноведения РАН Андрей Зализняк (слева) и президент России Дмитрий Медведев (справа) на церемонии вручения Государственных премий в Кремле.

Андрей Зализняк родился в Москве 29 апреля 1935 года. В пятом классе он взял в пионерский лагерь словарь русского языка, а в 1951 году стал победителем первой университетской Олимпиады по литературе и русскому языку, после чего и решил стать лингвистом. Потом, уже во время студенческих походов, Зализняк изучил множество иных языков — от молдавского до санскрита. После учебы (что было немыслимо в СССР того времени) он проходил практику в Сорбонне и Высшей нормальной школе у структуралиста Андре Мартине.

Какую же пользу Андрей Зализняк принес России?

Во-первых, он доказал подлинность рукописи «Слова о полку Игореве», найденной в Спасо-Преображенском монастыре города Ярославля. Во-вторых, алгоритмы Зализняка теперь используют при проверке грамотности в электронных словарях и при морфологических описаниях в поисковых системах интернета. Не будет преувеличением сказать, что без трудов Зализняка русский интернет имел бы совсем иной вид и конфигурацию. В-третьих, Зализняк сумел научно доказать несостоятельность доводов Фоменко и Носовского с их пресловутой «новой хронологией» и лживость так называемой Велесовой книги. В декабре 2011 года на Фестивале мировых идей, организованном журналом «Вокруг света», отвечая на вопросы гостей, академик резонно заметил, что всякая дискуссия с подобными персонажами возможна лишь при наличии общего научного фундамента, вроде того, что Земля вращается вокруг Солнца, но никак не наоборот.

В мае 2014 года, в разгар псевдопатриотического мракобесия в нашей стране, Андрей Анатольевич объяснял автору этих строк и другим своим соотечественникам природу современного русского языка, а особенно — его связь с новгородским наречием, отличающимся от киевско-черниговско-московского диалекта. Да, именно так: тысячу лет назад в речи жителей Чернигова и Ростова было меньше различий, чем между ними и уроженцами Великого Новгорода. Зализняк наглядно показал, что нынешний русский язык стал синтезом наречия Пскова и Великого Новгорода с языком жителей Киева, Чернигова, Владимира и Москвы.



Берестяная грамота, принадлежавшая ребенку. На ней нацарапаны буквы древнерусского алфавита. Справа рисунок. Найдена при раскопках в Новгороде археологической экспедицией, руководимой В. Яниным, в 1967 году.
Фото: А. Чепрунов / РИА Новости

Берестяная грамота, принадлежавшая ребенку. На ней нацарапаны буквы древнерусского алфавита. Справа рисунок. Найдена при раскопках в Новгороде археологической экспедицией, руководимой В. Яниным, в 1967 году.

Каждый теплый сезон, несмотря на почтенный возраст, Зализняк отправлялся на археологические раскопки в Великий Новгород. Всякий раз его лекции по итогам этих поездок имели колоссальный успех, немыслимый в современной России. Во многом из-за этого ажиотажа автору этого текста так и не удалось сделать с ним интервью для «Ленты.ру». Осенью 2017 года я побывал на последнем (кто бы мог подумать!) публичном мероприятии Андрея Анатольевича в главном здании МГУ на Воробьевых горах. Огромная очередь перед входом в аудиторию, состоящая в основном из учащейся молодежи, внушила мысль, что не все потеряно, что думающие люди, несмотря ни на что, в наше затхлое время пытаются жить осознанной жизнью. И академик Андрей Зализняк, выросший в позднесталинскую эпоху, был для всех нас очевидным и наглядным примером того, что в любые «заморозки» можно и нужно оставаться прежде всего личностью и человеком.

Андрей Анатольевич, хоть и стал всемирно признанным ученым, был человеком не чванливого нрава, всегда готовым к общению с журналистами. Он верил в просвещение, которое, по его словам, спасет нынешнюю Россию от мрака невежества.

При вручении ему премии имени Александра Солженицына Зализняк сказал: «В деле о "Слове о полку Игореве", к сожалению, львиная доля аргументации пронизана именно такими стремлениями — тем, у кого на знамени патриотизм, нужно, чтобы произведение было подлинным; тем, кто убежден в безусловной и всегдашней российской отсталости, нужно, чтобы было поддельным. И то, что получается разговор глухих, в значительной мере определяется именно этим. (...)


Мне хотелось бы высказаться в защиту двух простейших идей, которые прежде считались очевидными и даже просто банальными, а теперь звучат очень немодно.

1) Истина существует, и целью науки является ее поиск.

2) В любом обсуждаемом вопросе профессионал (если он действительно профессионал, а не просто носитель казенных титулов) в нормальном случае более прав, чем дилетант.

Им противостоят положения, ныне гораздо более модные.

1) Истины не существует, существует лишь множество мнений (или, говоря языком постмодернизма, множество текстов).

2) По любому вопросу ничье мнение не весит больше, чем мнение кого-то иного. Девочка-пятиклассница имеет мнение, что Дарвин неправ, и хороший тон состоит в том, чтобы подавать этот факт как серьезный вызов биологической науке.


Это поветрие — уже не чисто российское, оно ощущается во всем западном мире. Но в России оно заметно усилено ситуацией постсоветского идеологического вакуума. (...) Я не испытываю особого оптимизма относительно того, что вектор этого движения каким-то образом переменится и положение само собой исправится. По-видимому, те, кто осознает ценность истины и разлагающую силу дилетантства и шарлатанства и пытается этой силе сопротивляться, будут и дальше оказываться в трудном положении плывущих против течения. Но надежда на то, что всегда будут находиться и те, кто все-таки будет это делать».

Сейчас же можно сказать одно: многострадальная российская гуманитарная наука осиротела — и в этот раз, видимо, навсегда.
Андрей Мозжухин