Автор Тема: Доминирующий фактор  (Прочитано 2713 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Vladimir

  • Модератор
  • Полковник
  • *****
  • Сообщений: 156
  • Карма 65
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Доминирующий фактор
« : Январь 31, 2017, 11:05:49 am »
Здравствуйте уважаемые форумчане.

По приглашению администратора хочу представить Вам для ознакомления целый комплекс вопросов, связанных с проблемами обучением детей теннису и другую связанную  информацию, которую я хорошо знаю.  Я не претендую на монополию информации.  Вы можете иметь другую точку зрения, поэтому ничего личного постараюсь не писать. Познакомимся поближе в ходе дискуссии.


С уважением, Владимир Одинцов.
Директор и тренер Борисовского теннисного клуба.

Оффлайн Vladimir

  • Модератор
  • Полковник
  • *****
  • Сообщений: 156
  • Карма 65
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Доминирующий фактор
« Ответ #1 : Январь 31, 2017, 11:25:25 am »
Проблемы определения и индивидуальной оценки доминирующего профиля ребенка.

Введение.

При обучении детей (здесь и далее мы будем говорить только о теннисе), которые поставлены в одинакове условия, всегда происходит естественный отбор по многим причинам.

В теннисных академиях и больших клубах, где ежегодно набирают до 100 новичков, остается в среднем человек 10. Через пару лет их количество доходит до 2-3. Тренера, как правило, при отсеве говорят о способностях, а родители – о недостаточной квалификации или предвзятого отношения со стороны тренеров. В жизни бывает и то и другое.

Через наш клуб (Борисовский теннисный клуб существует с 1998 года), проходило до 100 новичков различного возраста  в один год.   Ввиду того, что мы не делали и не делаем отсев плохо успевающих учеников, проблема отстающих лежала на поверхности и ждала своего решения.  Я начал делать тренажеры, что бы облегчить себе жизнь (сейчас это целый комплекс, состоящий из 7 различных тренажеров).

Один знакомый врач, глядя на мои мытарства, сказал, что я их не тренирую, а провожу реабилитацию. И он, кстати, был прав. С тех пор я стал беседовать с родителями каждого ученика, изучал их историю болезней,  проблемы в обучении. И постепенно из многообразного хаоса стала складываться какая-то закономерность. Оказалось, что все офтальмологи города направляли,  и до сих пор направляют ко мне детей с проблемами астигматизма зрения. Но зато теперь я знаю, через год у них зрение улучшается на 0.1 - 0.2 единицы. Я изучил многие болезни и отклонения в развитии, которые влияют на зрительно-моторную координацию. Кстати, сегодня, в понедельник 30 января, ко мне привели мальчика с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Он оказался второй с подобным диагнозом в младшей группе. Кто понимает, можете мне посочувствовать.

Мы не будем говорить о врожденных задатках и  способностях, которые толкуются разными учеными неоднозначно, не говоря уже о тренерах. Мы коснемся одной проблемы, которая называется «Доминирующий фактор».

При написании этой и других статей на форуме я постараюсь избегать своего личного мнения по обсуждаемым вопросам. На наиболее важные из них буду делать ссылки на авторов или источники информации. Постараюсь, по возможности, избегать научных терминов.  Хочу обратить внимание, что при указании числовых данных Вы можете встретить в интернете другие  значения, которые не влияют на суть проблем, а говорят о неоднозначности различных подходов к ним.
 
Отдельно, для полного понимания, я опубликую примеры из своей практики и из писем, которые мне пишут родители, где Вы сможете сопоставить имеющиеся у Вас факты.

Оффлайн Vladimir

  • Модератор
  • Полковник
  • *****
  • Сообщений: 156
  • Карма 65
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Доминирующий фактор
« Ответ #2 : Январь 31, 2017, 11:26:21 am »
Возникновение теории доминантного полушария.

  На бытовом уровне считалось, что природа создала человека правшой,  который прицеливается при стрельбе правым глазом, бьет по мячу правой ногой, слышит обоими ушами.  А какие там внутри мозги, никого не интересовало. Небольшое количество левшей  воспринималось, как  то же самое, только наоборот. Об амбидекстрах , если и слышали, то как об экзотике, и  в связи с упоминанием Леонардо да Винчи или Альберта Эйнштейна.

Учеными же с давних пор явление право  и леворукости рассматривалось как частное проявление право или левосторонности, под которым понимается преобладание одной стороны тела по всем функциям. То есть у правши все парные органы (руки, ноги,  глаза, уши), находящиеся на правой стороне тела, являются ведущими или наиболее часто используемыми. Позже,  теорию происхождения праворукости связали с функцией больших полушарий и начали говорить о доминантном полушарии или о «право - или левомозговости».

Все научные работы и открытия делались при лечении заболеваний мозга. Американец Роджер Сперри при рассечении полушарий мозга больному, удостоенный в 1980 году за это Нобелевской премии, установил, что каждое из них является ведущим в реализации определенных психических функций и что левая сторона тела управляется правым полушарием, а правая - левым. Правда, об этом знали еще в древности.

Для справки отметим, что термин левое и правое полушарие некорректен. Правильно говорить логическое и гешафт (обрабатываю в целом) соответственно. Логическое полушарие (обычно расположено слева) может находиться и с правой стороны, а гешафт, соответственно - с левой, то есть полушария могут быть инвертированы. Это говорит о том, что левша может быть по всем психическим функциям, как правша, а правша – как левша (подобный случай я наблюдал). 

Если брать одних правшей, которых по разным оценкам в мире 75-90 процентов, то оказывается, что только небольшая часть из них имеет ведущий правый глаз, правое ухо и правую ногу.

Аналогично происходит и с левшами, которых в мире около 10 процентов. В последующем психологи и педагоги разработали цельную систему для выявления и обобщения этих разнообразий.

Каждое полушарие имеет нейронную связь со всеми парными органами, в том числе руками. Величина этой связи имеет широкий диапазон различий. Поэтому, по степени этих связей отмечают сильно выраженных правшей, слабо выраженных правшей, амбидекстров, слабо выраженных и сильно выраженных левшей. Все это, конечно, условно для лучшего понимания проблемы.

Доктором Полом Деннисоном и Гей Хардгров (в последствии - Деннисон) впервые был разработан метод определения и отображения индивидуальных стилей обучения, который лег в основу работы Карлы Ханнофорд  «Доминирующий фактор».

Суть работы следующая. В зависимости от комбинации ведущего полушария, ведущей руки, ноги, глаза и уха существует 32 типа (варианта) или доминирующих профиля. Их различие зависит от того, какой глаз, какое ухо, какая рука или нога, какое полушарие мозга преобладает (наиболее часто используется и более значимо).
 
Основная идея работы: Любые стили обучения, по существу, не хороши и не плохи. Они просто направлены на определенные типы восприятия.

Оффлайн Vladimir

  • Модератор
  • Полковник
  • *****
  • Сообщений: 156
  • Карма 65
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Доминирующий фактор
« Ответ #3 : Январь 31, 2017, 11:27:34 am »
Принципы латеральной организации.

Существует четыре основных типа индивидуального латерального профиля -перекрестный, смешанный, односторонний и гармоничный.

Справка:  Латерализация функций головного мозга (лат. lateralis — боковой, расположенный в стороне) — процесс, происходящий в онтогенезе, посредством которого различные психические функции связываются с левым либо правым полушариями головного мозга.

 При перекрестном индивидуальном латеральном профиле каждое полушарие организует работу руки, ноги, уха, глаза на противоположной стороне тела. Существует два типа перекрестного профиля - с ведущим левым или правым полушарием.
 Например, если ваша доминанта полушария на левой стороне (то есть, у вас ведущее левое полушарие), и ваша доминанта глаза (ведущий глаз) – на правой стороне то вы способны принимать визуальную информацию в любое время, даже в стрессовой ситуации и, таким образом, Вы будете рассматриваться как визуальный ученик.

 Именно во время получения новых знаний или стресса недоминирующее полушарие (в описанной ситуации это правое полушарие) стремится радикально уменьшить свои функции, предоставив доминирующему полушарию (левому полушарию) заботится о базовых потребностях. Это состояние подавленного функционирования в одном полушарии называется односторонним состоянием. Более понятней будет так, во время стресса происходит усиление ассиметрии мозга, то есть ведущего полушария.

Оффлайн Vladimir

  • Модератор
  • Полковник
  • *****
  • Сообщений: 156
  • Карма 65
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Доминирующий фактор
« Ответ #4 : Январь 31, 2017, 11:27:59 am »
А теперь самое главное.

Что такое стресс для начинающего ученика применительно к теннису и как он влияет на процесс обучения?

Это все сложные и новые движения, которые первоначально вызывают затруднения, даже набивание мяча ракеткой в пол. Если Вы внимательно присмотритесь к новичкам, то некоторая их часть одинаково напряженно сжимает мизинец и безымянный палец левой (не бьющей) руки, растопыривая остальные. Это напоминает о себе правое полушарие, которое, хочет, но не должно участвовать в данном процессе.

Главная проблема заключается в том, что во время стресса только доминирующие чувства, рука и нога противоположного полушария будут в состоянии принимать участие в обработке информации. Кроме того, они будут ограничены в доступе к тем чувствам и функциям физического движения, которые доминируют на той же стороне тела, что и доминирующее полушарие мозга.

Рассмотрим, как это действует на практике.

Оффлайн Vladimir

  • Модератор
  • Полковник
  • *****
  • Сообщений: 156
  • Карма 65
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Доминирующий фактор
« Ответ #5 : Январь 31, 2017, 11:28:28 am »
Перекрестный и смешанный латеральный профиль.

Вариант 1. Ведущее левое полушарие и правые рука, глаз, ухо и нога (перекрестный латеральный профиль). Это самый выигрышный профиль со 100% стрессоустойчивостью.

Статистические исследования показывают, что детей с перекрестным профилем всего – 15-18%.  Именно они покажут отличную успеваемость, лучшие вербальные и академические навыки.  Она зависит от числа ведущих органов (рука - 25%, глаз - 25%, ухо - 25%, нога - 25%), находящихся на противоположной от ведущего полушария стороне тела.
 
Здесь хочется отметить одна важное наблюдение. При ударах справа дети (точнее их мозг) с правым ведущим глазом выбирают открытую стойку, а при ударах слева – закрытую. Это связано с механизмом аккомодации глаз, когда ведущий глаз первый ловит изображение предмета, а другой подстраивается к нему, тем самым создавая непрерывную фокусировку зрения. Это простой ответ на многолетние исследования профессора Кнудсена, искавшего преимещества одной стойкой перед другой, но не обратившего внимание на причину их выбора.

Но это справедливо только в одном случае – если выбор делают сами дети.
 

Оффлайн Vladimir

  • Модератор
  • Полковник
  • *****
  • Сообщений: 156
  • Карма 65
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Доминирующий фактор
« Ответ #6 : Январь 31, 2017, 11:29:07 am »
Вариант 2. Ведущее левое полушарие, ведущая правая рука и комбинация различных сочетаний левого глаза, левого уха и левой ноги (смешанный латеральный профиль).

По статистике детей со смешанным индивидуальным профилем 58-63%, то есть большинство. Они имеют от 25 до 75% стрессоустойчивости.

Самое негативное соотношение для правши – это ведущий левый глаз (соответственно для левши – правый). В этом случае наблюдается нарушение зрительно-моторной координации в стрессовых ситуациях. Дети упорно не видят мяч при ударах в движении (для них это стресс), хотя в стационарном положении этой проблемы нет.

Определить это просто. Вы смотрите на любой удаленный объект через указательный палец вытянутой руки. Если, закрыв левый глаз, объект остается на месте – ваш ведущий глаз правый, если сдвинулся влево – то левый. Сразу отвечу любителям задавать глупые вопросы: если объект сдвинулся вправо, то он косой.

Смысл здесь простой. Ведущий глаз смотрит на объект прямо перпендикулярно к сетчатке глаза, в то время как другой - под углом к нему. Если попросить ребенка подмигнуть, то он это сделает это не ведущим глазом. Парадокс. Однажды, во время теста один мальчик не смог закрыть один глаз, даже расплакался. Оказалось, при разговоре после тренировки, его мама так же не смогла этого сделать.

На практике встречал  детей, у которых не было ведущего глаза, что было подтверждено клиническими исследованиями.

Оффлайн Vladimir

  • Модератор
  • Полковник
  • *****
  • Сообщений: 156
  • Карма 65
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Доминирующий фактор
« Ответ #7 : Январь 31, 2017, 11:29:42 am »
Немного теории для большего закрепления темы.

Современные исследования нейробиологов Университета Пармы и Калифорнийского университета помогли ответить на вопрос, почему какой-нибудь новый навык приобретается быстрее, если вы хоть раз пытались выполнять это ранее.

Если ученик впервые делает какое-то упражнение, наблюдая за тренером, он повторяет его робко и неуклюже. Наблюдение за действием до того, как он попробовал его выполнить, обычно мало что дает; однако наблюдение за действием после того, как он его выполнил, запускает зеркальную систему, усиливающую ощущение в мозгу, что у него это получится.

Зеркальная нейронная система – именно так называют зоны мозга с синапсами (областями взаимодействия нервных клеток), которые активизируются при любой нашей деятельности при условии, что мы делали это и раньше. Любые действия, которые мы выполняли раньше, отражаются в нейронных связях, активизирующихся вновь, когда мы лишь смотрим на кого-то, кто выполняет это действие.

Автор: Athens. Theory of Everything.
Это научное подтверждение важности визуального обучения.

Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 2276
  • Карма 34
  • Пол: Мужской
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
Re: Доминирующий фактор
« Ответ #8 : Январь 31, 2017, 12:27:29 pm »
Здравствуйте уважаемые форумчане.

По приглашению администратора хочу представить Вам для ознакомления целый комплекс вопросов, связанных с проблемами обучением детей теннису и другую связанную  информацию, которую я хорошо знаю.  Я не претендую на монополию информации.  Вы можете иметь другую точку зрения, поэтому ничего личного постараюсь не писать. Познакомимся поближе в ходе дискуссии.


С уважением, Владимир Одинцов.
Директор и тренер Борисовского теннисного клуба.


Спасибо , Владимир! И добро пожаловать !

Оффлайн Vladimir

  • Модератор
  • Полковник
  • *****
  • Сообщений: 156
  • Карма 65
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Доминирующий фактор
« Ответ #9 : Январь 31, 2017, 03:14:26 pm »
Ведущее ухо в подобной ситуации негативно влияет, когда им приходится выполнять действия по словесным командам, ведь тренеру приходится не только говорить, но и кричать.

Например, говоря, возьмите ракетку хваткой для удара слева, они могут переложить ракетку в левую руку. Нужно отметить, аналогично могут поступить и дети с нормальным расположением ведущего уха, если они находятся напротив вас. У них может сработать другой механизм – недоразвитость головного мозга, ведущего к слабой способности перекодировать изображения, расположенные симметрично напротив них. Поэтому при показе движений с ракеткой для лучшего запоминания необходимо становиться спиной к ученикам.

Определить ведущее ухо  не так сложно. Просто ученикам, у которых ведущее ухо находится на противоположной стороне от ведущей руки (то есть, на стороне ведущего полушария), нужно объяснять все не на ходу, а в спокойной обстановке.

Мы, взрослые, любим смотреть телевизор лежа, когда остальные уже спят. Звук приходится делать тихим. Так вот, что бы лучше слышать я всегда приподнимаю правое ухо с подушки, так левым я плохо слышу. Вот вам один ответ, как определить ведущее ухо. Смею вас заверить, в нашем возрасте оно уже ни на что не влияет.

Оффлайн Vladimir

  • Модератор
  • Полковник
  • *****
  • Сообщений: 156
  • Карма 65
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Доминирующий фактор
« Ответ #10 : Январь 31, 2017, 03:14:50 pm »
Ведущая нога на стороне ведущего полушария ограничивает правильную работу ног.

Но это не так критично и нивелируется со временем. Например, наиболее часто при ударах справа и слева дети вперед выставляют одну и ту же свою ведущую ногу, но при постоянном напоминании они начинают все делать правильно.

Следует знать, что по размерам, длине, силе, точности и координации движений ноги не равны. Как правило, толчковая нога не является ведущей. Если ребенка попросить написать ногой свое имя на полу, то он это сделает ведущей ногой, так как это движение совсем другого уровня.

Поэтому  беговые дорожки на всех стадионах мира имеют направление движения против часовой стрелки, так как все с правой ведущей ногой, а их большинство, имеют левый профиль поведения, то есть по кругу в лесу будут блуждать против часовой стрелки.

Оффлайн Vladimir

  • Модератор
  • Полковник
  • *****
  • Сообщений: 156
  • Карма 65
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Доминирующий фактор
« Ответ #11 : Январь 31, 2017, 03:15:16 pm »
Односторонний индивидуальный латеральный профиль.

При одностороннем индивидуальном латеральном профиле ведущее полушарие организует работу ведущих органов на своей стороне тела. Это самый «невыгодный» профиль. При работе ведущего полушария в стрессовой ситуации происходит отключение (блокирование) ведомого полушария и нарушение межполушарного взаимодействия, что значительным образом снижает синхронную работу мозга. Такие дети не имеют стрессоустойчивости и наиболее подвержены возникновению неврозов.

Есть два варианта одностороннего профиля - правосторонний и левосторонний. Дети с односторонним индивидуальным латеральным профилем имеют самую низкую успеваемость и стрессоустойчивость в школе. По статистике таких детей 22-24%.

Обратите внимание, их больше, чем с перекрестным профилем.

Оффлайн Vladimir

  • Модератор
  • Полковник
  • *****
  • Сообщений: 156
  • Карма 65
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Доминирующий фактор
« Ответ #12 : Январь 31, 2017, 03:15:41 pm »
Гармоничный индивидуальный латеральный профиль.

Встречается редко и возможен при хорошо развитом мозолистом теле, обеспечивающем интеграцию и координацию работы мозга. Ведущее и ведомое полушария одновременно контролируют ведущие руку, глаз, ухо и ногу. В науке это называется  интегрированным состоянием, и это ключ к высшему уровню логичного рассуждения и творчества. Теоретически, такие дети, а это настоящие амбидекстры, должны иметь 100% стрессоустойчивость по всем функциям.

28 января, в новостях показывали феноменальную молодую девушку, которая на лету любое предложение повторяла в обратной последовательности букв. Это одно из особенности амбидекстров. Так вот, у нее отметили в моменты перенапряжения высокую степень возбуждения и тревожности. Эта та цена, которую им приходится платить за их умственные способности.

Одна моя бывшая ученица, которая левой рукой управляла компьютерной мышью, а правой одновременно печатала на клавиатуре, возможно, будет великолепной пианисткой, но, играя в теннис правой рукой, не могла сконцентрировать свой взгляд на мяче, постоянно глядя куда-то сквозь него вдаль, а все ее действия были заторможены.

О другой, более важной стороне амбидекстров, я напишу дальше.

Оффлайн Vladimir

  • Модератор
  • Полковник
  • *****
  • Сообщений: 156
  • Карма 65
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Доминирующий фактор
« Ответ #13 : Январь 31, 2017, 03:16:08 pm »
Левши, амбидекстры и скрытая леворукость.

Почему я объединил эти три темы под одним заголовком? Потому, что между ними существует очень тонкая грань.

Левши. Мы не упомянули, примерно, одну десятую часть детей, на долю которых приходится половина из 32 вариантов индивидуального латерального профиля. Это левши. Не будем останавливаться на их особенности восприятия мира, а она кардинально отличается от правшей, так как у них ведущее полушарие – это гешафт.  По мере необходимости, мы можем отдельно рассмотреть их особенности при обучении теннису.

В интернете сведений про левшей больше, чем про правшей. Не буду нагружать сообщество известной информацией. Но если у Вас ребенок левша и Вы хотите получить достоверную полезную информацию, лучше найдите любую курсовую работу студента кафедры педагогики, у которого научный руководитель, как правило, доцент, как минимум, кандидат наук.

Оффлайн Vladimir

  • Модератор
  • Полковник
  • *****
  • Сообщений: 156
  • Карма 65
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Доминирующий фактор
« Ответ #14 : Январь 31, 2017, 03:17:07 pm »
Здесь хочу отметить одну их разновидность – скрытую леворукость, это когда левши по рождению делают все правой рукой.

Как правило, им трудно дается начальное обучение. А почему они это делают, потому, что они свою неосновную руку сделали основной. Позже, с развитием мозга, они левой рукой начнут писарь, рисовать, делать другие сложные работы, в неожиданный момент перехватывать ракетку и тому подобное. Многих из них будут неоправданно считать амбидекстрами.

Как их вычислить сразу? Простой вариант - это создать непринужденную обстановку, например эстафету на скорость с хватанием и переносом мячей от задней линии до сетки, где бессознательно их мозг заставит работать ведущую руку. Я это делаю в конце каждых занятий для младшей группы. Многим это нравится больше, чем учиться играть, особенно, если у них это лучше получается. Обычно, беседуя с их родителями, выясняется, что подобные проблемы им достались по наследству.

В нормальных условиях профиль индивидуальной латерализации (процесс окончательного формирования ведущего полушария) должен сформироваться к 6 - 7- годам и не изменяется с возрастом, поэтому довольно часто попытки обучения детей в более раннем возрасте обречены на неудачу.

Еще раз хочу обратить на эту очень сложную проблему. Если оба родителя правши, естественно им не зачем забивать голову «левшеством». Но вероятность того, что их ребенок будет левшой – 17%. Почему это происходит - никто не знает. Но если один из них, или оба левши, эта вероятность возрастает до 20-25%. И это называется наследственность.