Автор Тема: Критерии оценки работы тренера  (Прочитано 6272 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Бабенко

  • Модератор
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 622
  • Карма 76
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Критерии оценки работы тренера
« : Февраль 05, 2017, 01:32:03 pm »
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ДЕЛАТЬ УЧЕНИК в ВОЗРАСТЕ 8-10 ЛЕТ, в ВОЗРАСТЕ 10-12...

Оффлайн Бабенко

  • Модератор
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 622
  • Карма 76
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Критерии оценки работы тренера
« Ответ #1 : Февраль 05, 2017, 01:36:42 pm »
 Просматривал архивные записи (более 5 лет назад) наткнулся на материалы которые были утрачены, думаю многим будет интересно почитать их , тем более что некоторые прогнозы, увы сбылись. Начну со статьи из-за которой мне пришлось покинуть прежний форум, мне так и не удалось ее опубликовать:

Цитата -"Вы почитайте форум, главная проблема это наличие КВАЛИФИЦИРОВАННОГО ТРЕНЕРА. Вот, что волнует в первую очередь родителей Создайте тему, "Как отличить профессионала от шарлатана!" …

Спасибо, за идею, правда я хотел назвать тему : « Как вас обманывают или чудеса самообучения», но Ваше название, пожалуй, даже лучше. Давно хотел написать эту тему, но не доходили руки.

Начну с двух цитат от тренеров со «Спартака» они и сейчас тренируют поэтому фамилии озвучивать не стану.

Ситуация следующая, дети ручейком подают подачу, тренер сидит сзади на скамейке и дает указания, один из учеников подбрасывает мяч далеко от себя и старательно и мощно раз за разом посылает мяч в сетку. Вместо того чтобы дать элементарный совет сместить подброс мяча ближе к себе, тренер произносит сакраментальную фразу:

« Стас, не прогибайся, не сгибайся… Взял и подал сильно!» …

Самое грустное в этой ситуации это то что года через два, после этого случая, данному тренеру присвоили звание заслуженного тренера РФ…

Второй шедевр тренерской мысли. Ситуация следующая, тренер стоит сбоку на корте играют мальчик против девочки лет по 12, после обмена ударами оба игрока перешли на резаные удары, мяч еле перелетает скорость мяча очень низкая из - за того что игроки играют за счет одной руки не вкладывая корпус. Тренер останавливает игру и ничего не показывая (даже не взяв ракетку в руки) понурившим голову игрокам, громогласно начинает их отчитывать:

«Что это за резаные удары?! Резаный удар – это сильный, атакующий удар, а у вас ТЫРЧОК, ТЫРЧОК, а не удар!»

После такого напутствия дети естественно старались изо всех сил… вообще не бить резаные удары.

Оба случая происходили на глазах родителей ( на «Связисте» есть балкончик с которого родители могут наблюдать за происходящим) и таких примеров «обучения» великое множество.

Набор терминов которыми оперируют большинства тренеров сводится к двум десяткам общих фраз, которые практически никак не могут помочь ученику научиться приведу их примеры, может быть кто - то услышит то же самое на своих тренировках:

«Уже!» - одна из самых популярных фраз тренеров со Спартака и означать она может что угодно, от того что уже следует бежать, делать замах или уже надо бить.

«Бей!» - чрезвычайно ценный совет, а то все игроки думают что мячик надо гладить, а тут на помощь приходит тренер и орет –«бей!» и подопечный толкает изо всех сил мяч, не понимая ни куда ни за чем.

«Сгибай ноги!» («На прямых ногах») – универсальный прием, если сказал такое, считай что все окружающие тебя зауважают. И это ничего что ученик сгибал ноги, но просто рано их разогнул эти детали уже никого не интересуют, главное тренер заметил что у игрока ноги разогнулись, как будто после того как он их согнул они этого не должны были сделать.

«Замах» - фраза повторяемая пожалуй чаще даже чем «уже», причем зачастую для игроков которые и без того хорошо и вовремя делают замах. Естественно никаких указаний на то на какой высоте должна находится кисть при замахе и где расположена головка ракетки во время замаха, на какие пальцы и в каких фазах замаха приходится распределение давление ручки ракетки, ничего этого и в помине нет.

«Бей центром!» - легендарная фраза многих поколений теннисистов, почему то никому не приходит в голову, что сам игрок никогда не может увидеть ударил он центром или нет, почувствовать может, но вот увидеть - нет. Но данный призыв направлен к игроку так как будто он может видеть себя со стороны. Больше всего меня смешит когда такие советы дают начинающему игроку (лет 6) который и по мячу то попадает через раз, при этом тренер солидно повторяет «Старайся бить центром ракетки».

«Бей ниже!» - если мяч летит слишком высоко или

«бей выше» , если попал в сетку, при этом никаких причин, почему мяч полетел высоко (например, разворот ракетки) или низко (например, потому что игрок слишком рано начал удар) естественно не указывается. «Под мяч!» - Пожалуй, один из самых наименее вредных советов которые можно услышать на кортах, однако при этом абсолютно не объясняется что значит под мяч в каком положении ракетка должна быть под мячом, за счет чего и в каком положении руки находится относительно ног. Кроме всего прочего ученик не может увидеть находилась ли его ракетка под мячом перед ударом или уже раскрутилась в мяч в момент удара.

«Бей точнее !» («Аккуратнее!», «Внимательней» и т.п.) – Просто набор слов когда тренеру больше сказать нечего, а говорить вроде что –то надо.

«Смотри на мяч!» - Сам по себе совет полезный, если оговаривать, до каких пор смотреть на мяч, а с какого времени следует контролировать собственное движение. Однако никто и никогда не оговаривает это, поэтому это один из самых вредных советов которые только могут давать тренеры игроку, потому что он понимает их буквально всегда смотри на мяч, будь то подлетающий или отлетающий.(Вредность данных действий подробно описана в теме "Эффект Федерера" .

В завершении приведу слова одного из уважаемых форумчан:

... К сожалению, конвейер корто-часов имеет место быть для большинства воспитанников т.н. академий. Итак, подытоживаем результат: 15-18 недель на выезде + 2/3 часа тенниса с одним воспитанником + невозможность собрать под одной крышей нескольких прилично-одинаковых игроков... И что получается ? Один тренер - один игрок или проще говоря, один тренер - один проект. Помимо своего основного проекта тренер может еще 2-3 часа понакидывать чайникам, остальное время он занимается "проектом" и как не странно - ДУМАЕТ... Советуется с тренером по физухе, разрабатывает с ним спец упражнения по выправлению недостатков в физ подготовке, с врачем, стрингером, общается с агентами, подбирает с агентами экипировку, читает лекции придурошным родителям и т.д. Тут на память вспоминается фраза из Белого Солнца..."... и это все одна?" Да вот выходит , что одна.. Такую работу можно уже назвать профессиональной. А то, что мы наблюдаем частенько в клубах/академиях - это так, живые ball-machine..........


Увы, но большинство, тренеров это те самые « ball-machine», которые к тому же еще дают или вредные или бесполезные советы.

Однако у читателя (родителей) может возникнуть законный вопрос, а как же все - таки у таких тренеров дети научаются играть? Ответ, за счет САМООБУЧЕНИЯ! Наиболее способные и талантливые в двигательном отношении ловят свое движение, ну а не способные так и сходят на нет.

 Почему я об этом так уверенно говорю, не только потому что сталкиваюсь с этим изо дня в день, наблюдая за игрой на соседних кортах, но и потому что ко мне приходят ученики от других тренеров и когда их спрашиваешь, что они делают на корте и как им объясняют технику удара они только удивленно пожимают плечами : «Просто замахнись, ударь по мячу и попади в определенную область корта».

Увы, это происходит не только в нашем отечестве, но и за его пределами…




Оффлайн Бабенко

  • Модератор
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 622
  • Карма 76
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Критерии оценки работы тренера
« Ответ #2 : Февраль 05, 2017, 02:03:48 pm »
Второй материал, который по понятным причинам слетел с обоих форумов, - никто не хочет услышать правду о себе.

Вместо вступления цитата:

Все думают, что хотят знать правду. Не слушайте эти стенания - это откровенное вранье: правда нужна единицам, которых можно просто не принимать в расчет. Потому что правда не для слабых и знание ее требует огромной силы - а этой силы почти ни у кого нет.

Отсюда и бесконечные байки на любую тему, суть которым проста и функциональна: поглаживание слабости, оправдание слабых людей

Правда - это ядерный взрыв всех твоих старых установок.
Правда - это то, что ставит тебя один на один с реальностью, лишая всех щитов и подпорок, к которым ты так привык, что даже не замечаешь их.

Правда - это ветер реальности, который мгновенно лишит тебя иллюзорного комфорта твоих снов, которые ты называешь "Мой мир".

Критерии оценки работы тренера.

Любопытно бы было поговорить об ответственности тренера. Я знаю, что очень многие тренеры снимают с себя эту ответственность, обвиняя во всем игрока или "жадных" родителей. Да еще и козыряют этим, мол говорил же я им, что нужно еще тренироваться (т.е. платить), а они ни в какую, ну вот и ничего не вышло... Мне кажется, что тренер должен сдавать некий обязательный уровень, уровень который должен достичь каждый ученик. Понятно что для каждого конкретного ученика, разное понадобится время ? чтобы достичь данного уровня. Но все - таки давайте зададимся таким вопросом. 

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ДЕЛАТЬ УЧЕНИК ?

- в ВОЗРАСТЕ 8-10 ЛЕТ
- в ВОЗРАСТЕ 10-12
- в ВОЗРАСТЕ 12-14
- в возрасте 14-16 (давайте пока ограничимся этим возрастом)?   

Хочу сразу оговорить следующий момент, что такие критерии появляются время от времени в разных вариациях и один из вариантов таких критериев опубликую позже. Однако, большинство таких критериев содержит экспертную оценку, т.е. субъективную оценку. Меня же (как думаю и большинство здравомыслящих людей) интересуют те критерии которые что называется можно «пощупать руками».

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ДЕЛАТЬ УЧЕНИК в ВОЗРАСТЕ 8-10 ЛЕТ?

Начну сам, надеюсь, ко мне присоединятся другие:

1) Ученик должен уметь делать РАЗНОЖКУ, причем не тот невнятный прыжок, которым обычно обозначают разножку , а полноценное движение (какие требования предлагаю для оценки разножки, опишу позже) . Поясню на примере, ко мне после 4 лет занятий на "Чайке" пришла девочка и не смотря на то что у меня она занимается тоже около 4 лет, разножку так до сих пор и не может делать регулярно, т.е. пока кричишь и напоминаешь, она делает, но что называется на автомате, этого нет. Т.е. закладывать разножку необходимо намного раньше 12 лет. Это не значит что это для всех так, у меня приходят ученики и старше 12, при этом разножка у них естественна и получается сама, без напоминаний, но для того чтобы гарантировать данное упражнение, наверное его надо закладывать до 12лет.

Пример правильной разножки:



2) Ученик должен соотносить ПОЛОЖЕНИЕ  ЛЕВОЙ  РУКИ  ОТНОСИТЕЛЬНО  ПОЛЕТА МЯЧА , во время выполнения им форхенда. Наверное, многие удивятся, а как можно иначе, но я постоянно сталкиваюсь с этой проблемой, когда ко мне попадают ученики от других тренеров. Приходится не только объяснять, почему это необходимо делать, но, зачастую, и как это делать.

3) У ученика должен быть «КРУГОВОЙ  ЗАМАХ» , т.е. ракетка сначала должна подниматься вверх, чтобы затем , без паузы внизу, скрутить руку (супинация), чтобы затем её раскрутить в удар (пронация), с движением наверх. Удивительно, но мне постоянно приходится «переучивать замах» или его делают линейно, т.е. просто отводят ракетку назад (как это делали наши дедушки) или еще хуже, просто опуская головку ракетки вниз и оттуда стартуют. Данная ошибка переучивается легче всего и быстрее всего (подавляющее большинство быстро ловит, что так намного проще и рациональнее делать замах), однако это одна из тех необходимых вещей которые, непременно, следует требовать от современного тренера.

4) Ну и последнее (на сегодня) ПРАВИЛЬНАЯ ХВАТКА по глубине,  под правильной хваткой я понимаю упор ракетки в фаску торца ручки, ладонью, а конкретно подушкой мизинца, так чтобы мизинец (правой руки, для правши) был на самом краю рукоятки.

5) Ученик должен понимать, что такое ТРАЕКТОРИЯ ПОЛЕТА МЯЧА и где находится ОПТИМАЛЬНАЯ ТОЧКА УДАРА. Поясню, на примере, задайте своему ребенку, вопрос: «что такое траектория полета мяча?» Вы сильно удивитесь, когда услышите ответ. Для взрослых это понятие само собой разумеющееся, а вот для ребенка, это часто полная абстракция. Ну а то, что касается оптимальной точки удара, тут вообще полный «разброд и шатания» у тренеров, а не то что у учеников. Самое главное что необходимо понять ученику к 10 годам, это то что точка удара –ПРОГНОЗИРУЕМАЯ…

«игрок должен смотреть в точку, куда мяч прилетит, т.е. прогнозировать, где мяч будет в следующий отрезок времени, так как пока мозг переработает визуальную информацию, пока отдаст команду мышцам, пока произойдет химическая реакция на сокращение мышц, мяч пролетает значительное расстояние (чем быстрее мяч летит тем оно больше), поэтому игрок должен всегда давать себе отчет где мяч будет, а не то место где он видит его в настоящее время, этот прогноз мы и видим у ведущих игроков в отстраненном взгляде от полета отлетающего мяча.»

Таким образом, мы опять возвращаемся к тому, куда и почему должен смотреть ученик. (см. «Эффект Федерера»)

Критерии оценки следующие 70% - 3, 80% - 4, 90% - 5

Способ оценки видеосъемка (лучше так чтобы игрок этого не видел), берется 10 произвольных ударов и по ним определяется куда был направлен взгляд игрока. Должен отметить что для 10-летних детей и младше 70% - тройка, это - супер оценка… для Вашего тренера.

Небольшое отступление.

Один известный папа-блогер, в свое время, провел анализ соответствия по данным критериям своей воспитанницы, оказалось что более чем половины из них его подопечная выполнить не смогла, при этом вроде как была лидером в своем возрасте.  Прошло не так много времени и ... все поменялось.


Оффлайн Бабенко

  • Модератор
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 622
  • Карма 76
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Критерии оценки работы тренера
« Ответ #3 : Февраль 05, 2017, 02:28:34 pm »
Приведу примеры других тестов:

Т.С. Иванова (зав.кафедрой тенниса РГУФК), "Организационно-методические основы подготовки юных теннисистов", 2007 г.

Итак, по окончании цикла начальной подготовки (3 года обучения, примерно с 7 до 10 лет) ребёнок должен уметь:

Оценка ударов с отскока и с лета - по числу выполненных подряд безошибочных ударов:

15 и больше - отлично
10-14 - хорошо
7-9 - удовлетворительно
 
Оценка подачи - по числу попаданий (в 10 попытках) в заданное поле подачи:

10 - отлично
8-9 - хорошо
7 - удовлетворительно

Испытания следует проводить со спарринг-партнером, достаточно квалифицированным теннисистом, умеющим безошибочно "набрасывать" мячи. 

Контрольный комплекс 1 - удары по диагонали, которые начинающие теннисисты выполняют, как правило, более уверенно.
Контрольный комплекс 2 - удары по прямой

Экспертно по 5-балльной системе оцениваются:

1. хватки
2. точка удара (впереди туловища 20-30 см и не ниже уровня колена) 
3. ударное движение (жесткая кисть в момент контакта, свободное сопровождение мяча ракеткой, перенос веса в направлении удара)

Данные тесты не содержат качественной оценки.

Например, один ученик перебросил мяч на ту сторону 15 раз с запасом 2м, над сеткой, а другой пробил 10 на высоте 15см, вопрос кто заслуживает оценки 5? Будучи студентами у Ивановой, мы не раз обсуждали эту тему, ответ был примерно таков, что все индивидуально и тренер сам должен определить какую оценку какому игроку он должен выставить, т.е. естественно, важны, но они должны четко согласовываться с конкретными критериями. Так,  например, я считаю, что полет мяча свыше полуметра над сеткой, ударом не считается, а считается перебрасыванием. Т.е. в зачет его можно и включить, но только в каком-то незначительном проценте и в вынужденных ситуациях.

Второе, оценка подачи по попаданиям, это вообще не о технике движения, попадать можно и ударом снизу. Оценить работу тренера над подачей по  количеству попаданий, наверное можно только в совокупности того что ученик делает правильно, иначе это не оценка, а профанация.

Третье, так называемая экспертная оценка, по точке удара и ударному движению. Чтобы избежать субъективности в этом вопросе, можно ввести показатель «по звуку», все знают что при плотном ударе звук будет густой и низкий (это происходит из-за того что струны растянулись на большую величину, чем обычно), при «пустом» ударе звук тренькающий (за счет большого скольжения мяча по струнам). Если обращать на это внимание, то родителям не сложно будет отличить плотные удары от тухлых. Тут наверное, уже вопрос к родителям, пытаются ли они разобраться или нет. 

Итак, продолжу об ответственности тренера (продолжение):

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ДЕЛАТЬ УЧЕНИК в ВОЗРАСТЕ 8-10 ЛЕТ?

1.   Эффективная разножка без напоминаний.
2.   соотносить ПОЛОЖЕНИЕ  ЛЕВОЙ  РУКИ  ОТНОСИТЕЛЬНО  ПОЛЕТА МЯЧА
3.   должен выполнять «КРУГОВОЙ  ЗАМАХ»
4.   Держать ракетку «правильной хваткой» - упором в торец.
5.   Понимать где находится ОПТИМАЛЬНАЯ (прогнозируемая) ТОЧКА УДАРА
6.   Удары должны выполнятся за счет скручивания (супинация) и раскручивания (пронация) рук, а не за счет маха. Данный критерий не прост для оценки , скажем так , не сильно продвинутых родителей, но и тут можно найти важную подсказку. Что должны «увидеть» родители (или тренер) во время удара? А должны они увидеть положение локтя бьющей руки (напомню, для двуручного бэкхэнда, это левая рука) впереди или на уровне колена, если смотреть на игрока со стороны носка одноименной ноги, до соприкосновения ракетки с мячом. В момент соприкосновении ракетки с мячом, зеркало ракетки должно находится в плоскости ноги .

Поясним этот на фото:







Биомеханическая суть процесса описана тут (сомневаюсь, что большинство будет вникать в данные процессы) , единственное что стоит отметить это то что: «Мышцы-пронаторы слабее супинаторов, которые, в свою очередь, осуществляющей тягу и достигающей максимальной эффективности при согнутом под углом 90° локтевом суставе»

http://bone-surgery.ru/view/myshcy_pronatory_i_supinatory/

Полезный ролик на эту тему, в сравнении всегда лучше становится понятно почему мужской теннис отличается от женского





В теннисе удары за счет супинации появились с такими игроками как Борг, Коннорс, Лендл и др. у них еще были переходные удары, часть движения они выполняли при помощи маха, часть при помощи супинации (скручивания). Удары за счет скручивания, дают большую скорость головки ракетки, гарантированное вращение мяча, а следовательно и попадание его в корт и самое главное (на мой взгляд) повторяемость движения.

Генерируется современный удар не за счет одних мышц предплечья и плеча, а за счет движения всей цепочки ракетка-рука - корпус и ноги. Ноги в большинстве ударов работают как раз на увеличение супинации. Удары за счет скручивания применяются как в мужском, так и в женском современном теннисе.

Время от времени появляются игроки, которые пытаются сочетать маховые движение с супинацией - типа Санторо и Дулгеру, каждый удар у них летит гораздо слабее чем у соперника и сопернику приходится разгонять каждый мяч заново, серьезных перспектив у таких игроков просто нет.

продолжение следует..........

Оффлайн Бабенко

  • Модератор
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 622
  • Карма 76
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Критерии оценки работы тренера
« Ответ #4 : Февраль 05, 2017, 03:47:50 pm »
Оптимальная точка удара за счет супинации руки.

Всякая случайность есть лишь непознанная закономерность. (цитата)

Давайте еще раз внимательно разберем, что такое супинация руки и последующая пронация руки и где она должна происходить и почему это так важно.

Для большей наглядности разберем на примере Стена Вавринки. 

Итак, для начала давайте посмотрим на положение ноги и правого локтя во время удара, когда игрок не поворачивает ногу, хорошо видно что локоть правой руки впереди плоскости правой ноги. Это необходимо сделать чтобы скручивание руки было максимальным и рука произвела жесткое замыкание с корпусом, т.е. система левая рука – корпус - правая рука должна стать единым целым.










Посмотрим на положение Вавринки, как видите, локоть правой руки находится впереди колена в супинации, а во время удара далеко впереди первоначальной линии колена -

https://fotki.yandex.ru/next/users/mikhababenko/album/231867/view/812138
https://fotki.yandex.ru/next/users/mikhababenko/album/231867/view/812137
https://fotki.yandex.ru/next/users/mikhababenko/album/231867/view/812139
 

Оффлайн Бабенко

  • Модератор
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 622
  • Карма 76
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Критерии оценки работы тренера
« Ответ #5 : Февраль 05, 2017, 04:04:10 pm »
(продолжение):

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ДЕЛАТЬ УЧЕНИК в ВОЗРАСТЕ 8-10 ЛЕТ ?
 
1. Эффективная разножка без напоминаний. 
2. соотносить ПОЛОЖЕНИЕ ЛЕВОЙ РУКИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОЛЕТА МЯЧА 
3. должен выполнять «КРУГОВОЙ ЗАМАХ» 
4. Держать ракетку «правильной хваткой» - упором в торец. 
5. Понимать где находится ОПТИМАЛЬНАЯ (прогнозируемая) ТОЧКА УДАРА 
6. Удары должны выполнятся за счет скручивания (супинация) и раскручивания (пронация) рук, а не за счет маха или центробежного вращения корпуса. 

7. Выполнять эффективный форхенд и бэкхенд.

На первый взгляд достаточно сложный пункт. Однако , если вы начнете с определения предрасположенности игрока , все не так уж и сложно. Когда вы определили к какому типу относится ваш подопечный , надо определить три основные вещи :

- начало замаха, -
- положение ракетки по направлению к сетке
- и завершение удара. Тут не обойтись без уже известных пунктов про супинацию и работу левой руки в форхенде.

8. Игра слета.

На что должны обращать внимание родители при оценке игры слету.

- Ученик должен играть с распрямления руки на сгиб , как справа так и слева!



 



 
- Сначала движение ракетки к мячу , затем шаг (желательно скрестный) под точку удара -
 




- Движение головки ракетки снизу –вверх (имеется ввиду от точки контакта) при ударе справа и сверху – вниз при ударе слева, руки после удара сгибаются в локтях. 

Как показывает практика наибольшие трудности в игре слету возникают как раз при игре слева слету, особенно низких мячей (те что ныряют под сетку) , большинство тренеров, в этом случае, или учат подставку или резаный удар сверху-вниз – это грубая ошибка , исправлять которую придется впоследствии ценой большого количества времени и даже первая ракетка мира Новак Джокович, как мы видим, до сих пор не избавился от этой заложенной в детстве ошибки .

Внимание !

Не должно быть , чтобы рука разгибалась и уходила вниз как на вот этом ролике -







Положение игрока в конце удара слева слету должно быть таким -




Оффлайн Бабенко

  • Модератор
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 622
  • Карма 76
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Критерии оценки работы тренера
« Ответ #6 : Февраль 05, 2017, 04:26:15 pm »
9. Соотношение направление полета мяча и положение движение плеча.

Написать о данном компоненте меня побудил ролик от stomillionov (где он теперь и что с дочкиным теннисом?)

www.youtube.com/watch?v=jZpHQ6adSds

Если посмотреть ролик внимательно то мы увидим тренировку ударов по заданию (двуручный короткий кросс под лево) . Забавно видеть как тренер объясняет , как можно ударить короткий кросс за счет увеличения вращения мяча, за счет кистей. Это действительно можно сделать, если скорость мяча не велика и так поступают обычно любители. Профессионалы поступают иначе – уменьшают амплитуду движения плеча. 

Это удивительно, но многие родители,  игроки (да и многие тренеры) не знают о том, что направление и амплитуда движения плеча (напоминаю что плечом называется кость от плечевого сустава до локтя) очень точно соотносится с направлением полета мяча и его глубиной.

Не сложно запомнить следующую формулу : «Направление плеча –задает полет мяча». К 10 годам ребенок уже должен точно осознавать какая часть тела задает направление полета мяча, а именно положение плеча (локтя левой или правой руки) в направлении к сетке. Кстати, понимание о том контроль за какой я частью тела позволяет направлять мяч в ту или иную часть корта, может улучшить длительное удерживание взгляда в  ТУ.












Оффлайн Бабенко

  • Модератор
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 622
  • Карма 76
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Критерии оценки работы тренера
« Ответ #7 : Февраль 05, 2017, 04:26:56 pm »
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ДЕЛАТЬ УЧЕНИК в ВОЗРАСТЕ 8-10 ЛЕТ ?

10.Работа ног. Что необходимо уметь к 10 годам ?

-Вход в удар. Начинается с правильной разножки опорная нога как правило, одноименная для стороны в которую начинают движение.

- Уметь подбирать ноги. Что входит в это понятие? Подходя к мячу, ребенок четко должен понимать, почему и для чего он старается сделать опорной ту или иную ногу. Очень редко можно увидеть осмысленную работу тренера над данным компонентом. Опорная нога (в основном) служит для того чтобы перенести вес тела по направлению к точке удара, но если в тренировочном процессе отсутствует такое понятие как «оптимальная точка удара»(см. п.5) и в форхэнде отсутствует понятие «соотношение левой руки и мяча»(см.п.2), а в бэкхенде понятие о «соотношении ручки ракетки и подлетающего мяча» (см. п.7), то как бы ваш ребенок хорошо не умел мельтешить ногами, это еще не значит, что он умеет подбирать ноги. Данный компонент не просто оценить не специалисту, но тем ни менее возможно. Если ваш ребенок, подбежав к мячу, начинает от него «отваливаться» или пытается компенсировать расстояние движением рук (распрямляет руки в локтях или наоборот слишком сгибает их) это - неправильно.  Если игрок перемещает корпус по направлению к точке удара это - правильно.

- Работа самой опорной ноги перед ударом, с одной стороны не сложна, с другой стороны данную нам от природы простоту движения нельзя переоценивать. Опорная нога перед ударом ставится на пятку, затем на ступню, затем идет перемещение веса тела со сгибом ноги в колене и только после этого выход (выталкивание или прыжок) на носок. В данном компоненте нужно следить за тем, чтобы не было переката с пятки на носок. 

- Работа ног должна быть завязана на гармонию движения с руками (см. раздел «Работа ног…»), если ноги перед ударом ставятся на одну линию или замах делается задолго до последнего шага на опорную ногу, это грубое упущение со стороны тренера

- Соотношение закрытых и открытых стоек к 10 годам. В форхэнде 80-90% открытая стойка, в бэкхенде  85-90% закрытая. Если это не так последующие 3-4 года все равно потратите на переучивание.

- Скрещивание ног, псевдошаг. Во время удара движение выполняется в шаге (или как будто в шаге -псевдошаг) или с заведением ноги за ногу.

- Выход из удара. Выход из удара должен выполнятся приставным или скрестным шагом. Правильное соотношение открытых и  закрытых стоек практически автоматически решает эту задачу, а с переходом на удар в прыжке необходимость отдельно отрабатывать выход из удара отпадает сама собой.

Оффлайн Бабенко

  • Модератор
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 622
  • Карма 76
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Критерии оценки работы тренера
« Ответ #8 : Февраль 05, 2017, 04:28:49 pm »
11. Смеш-удар над головой.

Останавливаться подробно на технике выполнения смеша для 10 летних не стану, отмечу лишь, что в при выполнении смеша следует соблюдать все те же основные правила что и в подаче (см. ниже), наклон корпуса вперед вбок, удар согнутой рукой, вращение предплечья с ракеткой ( за счет пронации) вокруг вертикального плеча. Не должно быть ударов с распрямлением руки в локте.





Оффлайн Бабенко

  • Модератор
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 622
  • Карма 76
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Критерии оценки работы тренера
« Ответ #9 : Февраль 05, 2017, 04:51:02 pm »
12.Подача.

Подброс мяча.

Первый элемент который нужно четко отследить –это подброс мяча. Не смотря на то, что подброс мяча по технике у всех ведущих теннисистов практически одинаковый, каких только объяснений подброса не услышишь на корте.

Проще всего правильность движений в подбросе мяча проследить при подаче во второй квадрат.   

- Постановка ног. Постановка ног должна быть такой, чтобы левая ступня была   под не большим углом к задней линии . Правая ступня за пяткой левой ноги и направлена пяткой к задней линии примерно под 45гр. (Внимание! Постановка ног может отличаться, от выше описанной, если замах делается через грудь, по типу Родика или подача с короткого подброса, по типу Иванишевича)

- Начало подброса.  Кисть правой руки над носком  левой ноги. Кисть левой руки на высоте левого колена. Вес перенесен на левую ногу, корпус согнут вперед по направлению к левому носку, параллельно задней линии . Мяч касается ракетки в районе треугольника. 

- Перенос веса на правую ногу. Левая кисть с мячом заводится к внутренней части бедра (в районе колена). Правая кисть на уровне правого бедра.

- Отведение ракетки назад, начало подъема левой руки параллельно задней линии. Обратите внимание, что подъем руки выполняется за счет начала прогиба корпуса.Корпус толкает левую руку разгоняя ее в подброс.

- Отрыв мяча от левой руки в районе глаз, отведение правого плеча перпендикулярно задней линии. Начало сгиба ног и переноса веса тела на левую ногу.

- Окончательный поворот левой ступни параллельно задней линии. Левое плечо вертикально и прижато к щеке. Ручка ракетки вертикальна или чуть под углом вперед при максимальном сгибе ног в коленях и переносе веса на левую ногу.

Вот ролики, которые полезно посмотреть с точки зрения освоения подброса мяча и оценки тренировочного процесса вашего тренера.
















При тренировке подброса есть несколько нюансов на которые мало обращают внимание, это положение большого пальца сверху мяча и подъем руки тыльной стороной ладони вдоль задней линии, - такое положение руки при подбросе позволяет выпуск мяча совершать в одной и той же точке, добиваясь стабильности подброса.

Контроль правильного подброса, - если нет движения теннисиста вперед, а движение останавливается на подбросе , мяч должен попасть обратно в левую вытянутую руку. ВНИМАНИЕ! Мяч оказывается слегка впереди задней линии не из-за того что его туда бросают рукой, а из-за того что происходит перемещение корпуса вперед при переносе веса с правой на левую ногу.

Оффлайн Бабенко

  • Модератор
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 622
  • Карма 76
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Критерии оценки работы тренера
« Ответ #10 : Февраль 07, 2017, 09:49:28 am »
Что делает левая рука при выполнении форхенда ?

Для начала посмотрим на данный очень полезный ролик .





Обратите внимание как левая рука держит ракетку - 1. за треугольник . Очень часто дети (и не только) держат ракетку левой рукой за ручку.

Внимание ! За ручку ракетку держат двуручники только при приеме.
 
Второе - левая рука изменяет хватку ракетки . Сделать это , когда игрок держит ракетку за треугольник , в разы проще.

Третье - левая рука забрасывает ракетку в замах , особо обратите внимание в какой точке левая рука отрывается от обода, примерно в районе левого плеча, обычно дети отрываю левую руку намного раньше .

Четвертое - левое плечо продолжает движение до упора в подбородок .

Еще раз попробуем провести анализ работы левой руки теннисистов на примере Стена Вавринки. У Стена удар по типу Содерлинга один из весьма распространенных форхендов в современном теннисе.








Итак, левая рука после заброса ракетки назад в замах (что разбиралось в предыдущем посте) начинает так называемое рассечение мяча. Т. е. левая рука начинает двигаться навстречу мячу, как бы рассекая траекторию полета мяча, визуально левая рука проходит через мяч. Если мы проведем линию через левую руку в начале движения рассечения, то увидим интересную вещь. Ручка ракетка, а затем и предплечье правой руки вместе с ракеткой выходит в эту линию. Таким образом, левая рука задает и определяет движение правой руки. Естественно, что и такое совпадение не случайно, а является интуитивно правильным для идеального тайминга.








Второй пример .














Многие тренеры и родители или не знают об этом или не придают этому значения. Поступать вам так же или все же задуматься об это довольно простой вещи, которая позволяет существенно стабилизировать форхенд и присутствует у всех ведущих игроков, это ВАШ СВОБОДНЫЙ ВЫБОР !

Оффлайн Alexsei

  • Маршал
  • ******
  • Сообщений: 599
  • Карма 33
    • Просмотр профиля
Re: Критерии оценки работы тренера
« Ответ #11 : Февраль 08, 2017, 11:34:31 pm »
Пальцы растопыривает !

Оффлайн Бабенко

  • Модератор
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 622
  • Карма 76
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Критерии оценки работы тренера
« Ответ #12 : Февраль 09, 2017, 11:42:48 am »
Пальцы растопыривает !
В том числе и пальцы влияют на то насколько у вас зажата ракетка, и если ученик зажимает пальцы левой руки в кулак ничего хорошего в этом нет.

Оффлайн Сорокин

  • Маршал
  • ******
  • Сообщений: 595
  • Карма 32
    • Просмотр профиля
Re: Критерии оценки работы тренера
« Ответ #13 : Февраль 09, 2017, 11:14:18 pm »
В том числе и пальцы влияют ...............


На ногах ?  ;D

Оффлайн Alena

  • Полковник
  • ****
  • Сообщений: 174
  • Карма 11
    • Просмотр профиля
Re: Критерии оценки работы тренера
« Ответ #14 : Февраль 11, 2017, 08:51:35 pm »
Может главный критерий это результат ученика ?