Автор Тема: Прогноз теннисного таланта. Формула успеха  (Прочитано 16950 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 8062
  • Карма 211
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
О родительских амбициях, тренерах-«фантиках» и просветительской миссии спортивных клубов

Игорь Бабичев 12.04.2019



В своих публикациях автор этих строк неоднократно обращал внимание на то, насколько негативно на психологическую готовность юных теннисистов могут влиять не всегда обоснованные амбиции и завышенные притязания  на высокие спортивные результаты со стороны их родителей.

Даже если родители теннисиста достаточно «продвинуты» и не ставят достижение, как им кажется, вполне посильных результатов на соревнованиях как условие, например, продолжения занятий теннисом или какого-либо поощрения, их выраженные ожидания по поводу спортивных успехов своего ребенка наверняка не станут для него секретом.

Соответственно, для юного теннисиста, осознающего насколько  родителям важны его спортивные результаты, значимость возможного поражения вырастает многократно, а с ним и психологическое давление, и рост тревожных ожиданий. В такой ситуации достижение спортсменом оптимального психологического состояния, того состояния в котором он мог бы показать свою наилучшую игру, становится крайне затруднительным.

Зачастую приходится наблюдать такой своеобразный порочный круг – спортсмен показывает на тренировках высокий уровень физической и технической подготовки, его родители рассчитывают на хорошие выступления на соревнованиях, но как раз этого и не происходит, во многом «благодаря» таким ожиданиям.

Когда задача спортсмена сводится только к непосредственному результату матча, вместо ориентации на высокий уровень игры и самоотдачу, достаточно сложно добиться нужного уровня позитива и раскрепощенности – необходимых составляющих  оптимального психологического  состояния теннисиста во время игры.

В большинстве случаев родителям достаточно, что называется, отпустить ситуацию, предоставив юного спортсмена  самому себе и, конечно, его тренеру, что бы тревожные ожидания от возможного «очередного позора» перестали негативно влиять на эмоциональное состояние игрока.

Вместе  с тем, многим родителям сделать это весьма непросто, даже если они и осознают тот факт, что их пристальное внимание к спортивным занятиям детей влечет иногда дополнительную психологическую нагрузку на них.

Видимо «заболевание» теннисом, наличие свободного времени, а, возможно, и собственные нереализованные спортивные амбиции не позволяют таким людям «пустить все на самотек».  Более того, со временем, наблюдая за тренировками своих детей и дополнительно изучая вопрос подготовки в теннисе, многие родители приходят к ошибочному заключению,  что они стали специалистами в этой области. Они начинают что-то советовать своему ребенку, а иногда и его тренеру, на предмет того, как улучшить процесс подготовки спортсмена.

Поиск «рецепта» улучшения игры своего ребенка иногда приводит к новым ошибкам: часто причиной слабых, с точки зрения родителей, спортивных результатов своего ребенка они видят в недостаточной компетенции тренера, что закономерно подводит их к мысли о необходимости поиска нового, более квалифицированного специалиста. И хорошо, если они в дальнейшем действительно попадают к настоящим профессионалам, которые смогут  повысить уровень игры юных спортсменов.

Но, к сожалению, приходится признать, что подобное развитие событий с «хэппи эндом» бывает крайне редко. Как показывает статистика, смена тренера в юниорском теннисе, как правило, чревата снижением спортивных результатов.

В большинстве случаев на пути таких «ищущих» родителей попадаются не продвинутые профессионалы, а тренеры-«фантики», те люди, которые умеют подать себя и свои тренерские «таланты» наиболее привлекательным образом, т.е. продемонстрировать яркую обертку, за которой очень редко скрыто серьезное содержание.

В настоящее время для собственной раскрутки такие специалисты активно используют, конечно же, социальные сети. Красивые фото и видео – и некому неизвестный в профессиональной среде коуч становится «звездой» в мире тенниса, особенно, если он напирает на то, что знаком со спортсменами действительно высокого уровня.

Кроме того, обычно такие теннисные «ноунеймы» говорят родителям спортсменов, то, что те больше всего хотят услышать: что их ребенок бесконечно талантлив, и, что при помощи хорошего специалиста (подразумевая себя, разумеется) он может достигнуть самых высоких вершин большого спорта. При этом они, естественно, не «стесняются» оценивать свои услуги на уровне действительно хороших специалистов.

Естественно, что в последующем, бесполезно потратив кучу времени и денег на работу с таким тренером, и наблюдая не только отсутствие ожидаемых результатов, а, наоборот, снижение уровня подготовки своего ребенка, родители начинают задаваться вопросом, что возможно они сделали неверный шаг.

В такой ситуации, объясняя слабые результаты, горе-специалисты могут сетовать на то, что они не ожидали, что «все так запущено» и требуется гораздо большее время для исправления ситуации, затягивая тот момент, когда родителям, наконец, станет окончательно ясно, что они совершили ошибку поменяв тренера. В независимости от дальнейших шагов  «ищущих» родителей – возвращение к прежнему тренеру или поиск действительно хорошего специалиста – время на подготовку спортсмена упущено.

Таким образом, родительские амбиции в любом случае плохой спутник процесса подготовки спортсменов, но в некоторых ситуациях они могут играть роковую роль, ставя жирный крест на успешной и счастливой спортивной жизни юного теннисиста.

Для решения этой проблемы спортивным школам и клубам нужно занимать более активную позицию, в первую очередь, с точки зрения целенаправленного повышения психологической компетенции родителей игроков, помогая разобраться в тонкостях психологической подготовки юных спортсменов.

Одной из важных составляющих этой компетенции должно быть понимание того, что формирование дополнительной мотивации юного теннисиста для достижения высоких спортивных результатов требуется крайне редко и это задача скорее для тренера, чем для родителей.

Другой важной составляющей родительских знаний о психологической подготовке теннисистов может быть представление о том, что страх проигрыша самый скверный спутник спортсмена, и что необходимо приложить все усилия, чтобы постараться этот страх минимизировать. А это значит, что, в первую очередь, самим родителям необходимо ориентироваться на повышения качества игры теннисиста, а не на количество очков в рейтинге.

Игорь Бабичев
tennisweekend.ru

Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 8062
  • Карма 211
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
Взгляд на российский теннис "с квадрокоптера"

Борис Черненко

Интересно сейчас было бы посмотреть на происходящее с теннисом в стране с квадрокоптера. Реальную картину, так сказать. Вроде все есть – спортсмены, любители, корты, дети , инвентарь, турниры. А в вроде, как и нет – большой идеи, серьезного центрального управления и поддержки, настроя всех на мощный коллективный результат. Все, как бы движется, тупиком, вроде не назвать, но слишком много в цепи разрывов. И компоненты все для сложения пазла есть, и как-бы подобие вертикали имеется.
Смотрю, - большие теннисные структуры, к примеру, первое, ничего личного, так как, я там никогда не был, что попалось в поисковике - Академия Островского.

Читаю, основополагающие документы: Главный, конечно же, – Договор на оказание услуг, куда же без него. Вторичный - Концепция – практически перечисление позиций оказываемых услуг, школьное обучение, тренировочный процесс, обслуживание психологом, включая, загадочный пункт – четкое определение и контроль поставленных задач. Но концепции то нет. А, “Концепция – это систематизация всех идей, выработанных для понимания направления развития. Она дает ответ на вопрос – как достичь намеченной цели. По сути, это единый определяющий замысел – стратегия для решения любой задачи”.
Ну, ладно, отовсюду изъяты задачи по воспитанию детей, ну отменили эту функцию во всей системе образования. Предполагаю, эта глупость, носит временный характер. Но ответа на вопрос, как же можно получив положительные оценки в школе и поучаствовав в каком-то абстрактном тренировочном процессе решить главную стратегическую задачу спортивной подготовки любого, серьезно ориентированного игрока –, войти в сотню мира , выиграть турнир Большого Шлема, - в планах структуры с громким названием Академия, общем-то нет?

Ну, если Академии не сформулировать и не обосновать Концепцию, то что же могут гарантировать своим ученикам средние теннисные ПТУ – Клубы, а тем более мелкие теннисные группы. Ну и как тут аналог, как раньше говорили, олимпийской пирамиды выстроить – из 1000 игроков 100 мастеров, из них 10 международного класса, и на выходе - Олимпийский Чемпион! Для этого, ведь, все ступени должны быть организационно связаны и гарантировано от финансированы. Но, сегодня в принципе нет механизма перехода спортсменов по вертикали с постепенным улучшением тренировочных условий и финансирования. То есть, шевеление есть, а продвижение на голом энтузиазме при тотальной неопределенности.

Вместе с исчезновением продвижения по организационной вертикали исчезло даже само понятие, такого исключительно важного момента, как – преемственность. Передача традиций, сильные тащат наверх слабых не только в прямом смысле, но и в переносном. Ведь, огромную роль играет фактор, что учебно-тренировочный процесс сильных игроков проходит на глазах начинающих. Которые, тем самым имеют не только возможность подражать сильным, зрительно перенимать накопленный ими опыт, но и психологически готовить себя к необходимости выполнения в будущем больших объемов работы. А это гораздо полезнее и эффективнее самых проникновенных рассказов тренеров о необходимости этого в будущем. Да и родителям было бы очень полезно видеть будничную жизнь на корте сильных игроков, понимать, что их детей ожидает в будущем, и чего им это будет стоить во всех смыслах этого слова. А где теперь сильные? Чуть половчее зашевелился на корте, овладел теннисным минимумом, первые соревновательные успехи и все - здравствуй Чехия, Испания, США….. А кто финансово не тянет, все в сад…. А если, не совсем бесталанный и сумел продвинуться – то уже постоянка в Дубайе, Монако…. И юные соотечественники видят их только по телевизору. Говорят, ну, что поделать – капитализм, человек – человеку волк. В Италии на сателлите как-то вижу, сильный итальянский игрок, очень внимательно помогает на тренировке совсем молодому игроку, практически ребенку, причем, это выглядит очень естественно. Поинтересовался у местных – что это такое, чудо для нас невиданное. Отвечают – а как ему не помогать, когда от результатов мальца и его карьера зависит. Потому, что в этой кап. стране так все в теннисе устроено, детская команда клуба что-то выигрывает в провинции или в стране, повышается рейтинг клуба и он получает всякие бонусы – в том числе и Wild card на турниры разного ранга. И много еще чего удивительного я там узнал о внутренней жизни теннисной Италии.

Был у нас такой герой Мальчиш – Кибальчиш, и была у него Военная тайна. Но тайну Концепции итальянской федерации я так до конца и не узнал. Но с теннисной Концепцией мне еще пришлось встретиться. Как-то у нас в Питере решили организовать Фонд развития тенниса с размахом, так сказать. И пригласили меня возглавить спортивный отдел. А вскоре и Тарпищев предложил нам на нашей базе организовать филиал своей Академии. Сказано-сделано. Я сразу за любимое дело – плодить документы. Но чтобы, если не дело, так хоть документы соответствовали масштабам задумываемого предприятия. Уставы, положения, формы контрактов с игроками, махнул заодно, чего два раза бегать, уставные документы еще и на мифическую пока, но существующую у меня в голове Ассоциацию клубов Санкт-Петербурга. Ну и, конечно, Концепцию сотворил, да еще и до кучи Принципы реализации программ Фонда. Вертикаль, то надо выстраивать: Федерации – Фонд – Ассоциация - Академия - Клубы. Так требует общая теория систем. А ведь, теоретически, если упереться, то пирамидку и в наших условиях и сегодня можно было бы организовать, при желании.

Ну, а тот наш Трест, конечно, лопнул. В приложении, для интересующихся, пару документов выставлю, в виде комментариев мною здесь написанного. Правда, сам, в реальность, практической реализации подобных программ сегодня, ну … как в анекдоте про попугая - “.. Ну, ты меня, мужик, понял..”. Но не хотелось бы предположить, что все уже еще глубже, как, к примеру, в рассказе “Тоннель” Фридриха Дюрренматта. Предполагаю, что многие здесь, находясь внутри проблем, видят все это еще яснее.

Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 8062
  • Карма 211
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
Кристина Волгапкина (2004) о занятиях теннисом с 3 лет, "Roland Garros" и тренировках в СК Салют Гераклион


Случайно наткнулся на старый пост ... Ну что идем в ПРО ?  :( :-\

Рейтинг Волгапкиной 2004 ...



 

В быстром ответе можно использовать BB-теги и смайлы.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail: