Автор Тема: Подход к детским турнирам: ошибки и последствия  (Прочитано 172 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 2083
  • Карма 34
  • Пол: Мужской
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
Подход к соревновательной практике: типичные ошибки и психологические последствия

Жизнь ребёнка, занимающегося теннисом, насыщенна и интересна: тренировки, соревнования, поездки – нескончаемая карусель профессиональных планов, физической активности и ярких эмоций. От того, как эта «карусель» организована, во многом зависит профессиональный рост юного спортсмена, его будущее. Система – всему голова. Если она есть (!), если она сбалансирована, продумана, учитывает индивидуальные особенности ребёнка, то такая работа гарантированно приведёт к результату. Если же система подготовки несовершенна, не отвечает потребностям игрока или, того хуже, вовсе отсутствует, то даже весьма талантливый спортсмен не сможет в полной мере реализовать свои способности и добиться успеха. Без грамотно выстроенной системы это будет попросту невозможно.

Но выстраивание спортивной подготовки – это прерогатива тренеров. Мы же обратимся к проблеме приобретения игроками соревновательного опыта, дозировках этого опыта и соотношении тренировочных и соревновательных этапов спортивной подготовки юного спортсмена.

По роду своей деятельности я много общаюсь с родителями молодых теннисистов. Они рассказывают о тех психологических трудностях, с которыми сталкиваются их дети. Конечно, ситуации разные, дети разные… Но всё чаще речь идёт о том, что существует некий перекос в соотношении «тренировки – соревнования» и этот перекос является причиной тех трудностей, с которыми в результате сталкивается ребёнок. Причём варианты такого перекоса могут быть разными и, соответственно, мы наблюдаем разные психологические последствия.
Итак, разберём несколько типичных ошибок, которые допускают родители юных игроков, а также, вероятно, их тренеры в отношении к соревновательному процессу.
 
Ошибка 1 «Мы пока не готовы».
Данная ошибка связана с заблуждением относительно того, когда следует начинать участвовать в соревнованиях.
Несмотря на то, что сегодня в тренерско-родительской среде модно включать «форсаж» как в вопросах подготовки, так и в вопросах участия в турнирах, но есть целая плеяда юных теннисистов, которых годами держат в «замороженном» состоянии подготовки к первым соревнованиям. Такие дети, как правило, с раннего возраста занимаются индивидуально с тренером или в микрогруппах, и всё, что они делают – тренируются. Тренируются много, интенсивно, не жалея сил. В РТТ они не зарегистрированы и турниры не играют, потому что, по мнению тренера (или родителей), «пока не готовы». Причём ни тренер, ни родители не могут ответить на вопрос, когда ребёнок будет готов, но ясно одно – сейчас точно рано.
При этом юный спортсмен (вместе с родителями) искренне считает, что как только он наберёт нужный уровень и начнёт играть турниры, всё пойдёт как по маслу и на полном серьёзе лелеет перспективу выступления на центральном корте Ролан Гарроса. И это в 14 лет с нулём соревновательного опыта.
Ну, хорошо, в 14 лет, действительно поздно, скажете вы… А, допустим, в 12 как? Нормально? Давайте рассуждать. В нашей стране детям разрешено участвовать в официальных соревнованиях, начиная с 9 лет, и младшая возрастная категория – «9-10 лет». Если ребёнок в этом возрасте умеет играть на весь корт, ему не рано участвовать в соревнованиях. И это, пожалуй, главный критерий.
Что касается психологической готовности, то, во-первых, её можно проверить, только начав играть турниры. А во-вторых, даже если выяснится, что ребёнку психологически непросто справляться с соревновательным напряжением, то в любом случае в процессе приобретения игрового опыта, он эти трудности преодолеет быстрее. Как правило, 1 год уходит на то, чтобы ребёнок адаптировался к соревновательному процессу и это надо иметь в виду, не нагружая юного спортсмена собственными ожиданиями и требованиями результата. На этом этапе опыт и профессионализм тренера – вам в помощь. Правильный подбор турниров, грамотная предсоревновательная подготовка, моделирование игровых и соревновательных ситуаций помогут юному теннисисту легче и комфортнее пройти этот этап. В любом случае ребёнок, играющий соревнования, быстрее научится справляться с самим собой, чем игрок не играющий. Поэтому передерживая умеющего играть ребёнка в тепличных бесстрессовых условиях, вы не уберегаете его от психологической нагрузки, а увеличиваете её порцию в будущем.
 
Ошибка 2 «Не по Сеньке шапка»
В данном случае речь пойдёт о неправильном подборе турниров, а именно о попытке играть турниры, не соответствующие уровню подготовки игрока.
Ошибка эта, как правило, чисто родительская и связана в первую очередь с родительскими амбициями, кои они и пытаются реализовать посредством своего сына или дочери. Такие родители считают, что очень хорошо разбираются в вопросах теннисной подготовки, совершенно не хуже тренера, досконально знают всю теннисную «кухню», лучших игроков, кто, как и где тренируется и т.д. У них громадный опыт путешествия по турнирам и абсолютная убеждённость, что попасть в ITF/WTA/ATP ничего не стоит, нужно только продолжать пытаться. При этом юный теннисист (14-17-ти лет) играет международник за международником и, раз за разом проигрывает то в квалификации, то в первом круге основной сетки. Но безуспешность выступлений никак не сказывается на убеждённости фанатичного родителя в том, что они всё делают правильно – «как говорится, вода камень точит, просто нужно продолжать идти к своей цели и всё получится».
На самом же деле такой результат закономерен и говорит только об одном - игрок просто не готов участвовать в международных турнирах. Уровень его технической и физической подготовки не соответствует уровню турнира, и он не может быть конкурентоспособен в данной соревновательной среде.
Но вместо того, чтобы работать над своими слабыми сторонами и повышать  профессиональный уровень, игрок вместе с родителем продолжает тщетные попытки штурмовать квалификацию очередного международника. При этом запрос на психологическую работу, как правило, один и тот же – сыну/дочери не хватает уверенности в себе. Конечно, не хватает. А откуда взяться уверенности, когда игрок в 95% случаев проигрывает? Он чувствует свою беспомощность и не имеет ни сил, ни желания бороться, потому что знает, что слабее, видит, что слабее. Его опыт говорит об этом очень красноречиво. И огромная ошибка родителей в такой ситуации продолжать уничтожать самооценку ребёнка всё новыми испытаниями на недоступных для его уровня турнирах.
Выход из этого замкнутого круга один – остановиться, проанализировать ситуацию и здраво оценить профессиональные возможности ребёнка на данный момент. И если класса не хватает, то над этим нужно работать, много работать. Ведь пока игрок не будет уверен в своих ударах и в своей подготовке, ждать от него психологической устойчивости на корте бесполезно. Наше сознание не любит самообмана. Уверенность не берётся из ниоткуда. Она должна базироваться на осознании спортсменом своих технических, физических возможностей, понимании игры и опыте удачных выступлений. Поэтому плюс к работе над повышением уровня подготовки игрока прибавляется ещё и пересмотр календаря соревнований, который необходимо составлять исходя из текущих задач. И, если задача – приобретение игровой уверенности, значит, турниры нужно подбирать соответствующие, в которых у молодого теннисиста будет возможность поиграть с равными по силе соперниками и шанс на борьбу в основной сетке.
 
Ошибка 3 «Чем больше, тем лучше».
Ещё один вариант перекоса – когда юный спортсмен играет все турниры, которые встречаются на его профессиональном пути, по всем разрешённым возрастным категориям. А если турниров в родном регионе нет, родители везут ребёнка в другой город и играют там.  Неделя за неделей, турнир за турниром… Всё это без какого-либо плана, стратегии, просто соревновательный нон-стоп (как правило, в погоне за очками и местами).
Вы спросите, ну а что же тут плохого? Ведь, как было сказано выше, юным теннисистам необходимо набираться игрового опыта, а опыта много не бывает… Да, набираться игрового опыта надо. Но всё хорошо в меру. И когда речь идёт о чрезмерном увлечении турнирами, то в этом так же мало полезного, как и в чрезмерном увлечении сладким или острым. Конечно, когда юный спортсмен радует и вдохновляет своего тренера и родителей успехами, когда результаты работы видны и энтузиазм бьёт через край, очень легко попасть в капкан надвигающейся эйфории и потерять контроль за распределением нагрузок. Не забывайте, ведь мы говорим о детях, а любые соревнования – это нагрузка, как физическая, так и психоэмоциональная. Поэтому в данной ситуации существует две опасности психологического плана.
Первая связана с психоэмоциональными перегрузками, которые при длительном воздействии на ребёнка грозят либо потерей мотивации, либо истощением нервной системы. Ребёнку обязательно нужно давать отдыхать и психологически разгружаться. Он не может и не должен постоянно существовать в условиях выполнения соревновательных задач. Пусть даже эти задачи разные на разных турнирах, но психологическая нагрузка, тем не менее, всё равно сохраняется.
Вторая опасность больше тактико-стратегическая. Соревновательный процесс есть один из этапов спортивной подготовки, а потому он должен разумным образом вплетаться в систему, о которой мы говорили в самом начале. В этой системе тренировочные этапы чередуются с соревновательными таким образом, чтобы была возможность корректировать процесс подготовки. Во время тренировочного этапа нарабатывается техническая, физическая и тактико-психологическая база, во время соревновательного - эта база как бы тестируется в условиях очного противостояния с соперником. И если выявляются какие-то несовершенства в каком-либо направлении подготовки, то на следующем тренировочном этапе ставятся соответствующие задачи и проводится работа над ошибками. Таким образом работает система: подготовка – тест – корректировка на этапе подготовки – тест – работа, корректировка – и т.д. Когда ребёнок играет один турнир за другим, получается, что корректировку проводить некогда (или незачем). И игрок, в общем-то, не прорабатывая свои слабые стороны, продолжает действовать по привычному алгоритму. А работать когда? Если спортсмен существует в  системе «тест – тест – тест…», то сам смысл этого этапа пропадает, потому что за ним не следует никаких выводов.
 
Итак, мы разобрали 3 типичные ошибки, касающиеся подхода к соревновательному процессу:

Первый – когда соревновательный этап бесконечно откладывается на потом,
второй – когда имеет место неправильный подбор турниров,
третий – при котором соревновательный процесс практически полностью поглощает тренировочный.

Уважаемые родители и тренеры, помните, что система подготовки юного теннисиста должна быть разумной и гармоничной. Учитывайте, что любой перекос в этой системе отражается на психологическом состоянии вашего ребёнка и подопечного.
Работайте и стремитесь к совершенству! Желаю вам удачи!
Юлия Волынская 14.08.2016

Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 2083
  • Карма 34
  • Пол: Мужской
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
Применение методики "Внутренний матч" в работе с юными теннисистами

Моим коллегам спортивным психологам и всем, кому интересно




При работе спортивного психолога с юными теннисистами очень полезно иметь в арсенале методику, которая позволила бы быстро и точно выявить трудности, с которыми сталкивается конкретный спортсмен в ситуации соревнований. Как правило, эти трудности связаны с некими психологическими барьерами и установками, которые существуют в сознании игрока, и не позволяют ему полноценно реализовать свои способности и умения. Для психолога же сложность заключается в том, с помощью каких методик можно выявить эти установки. Ведь они, как правило, не осознаются, а значит, вряд ли могут быть сформулированы спортсменом в процессе беседы, по крайней мере, за короткое время. Что же касается существующих диагностических методик, то они дают общую информацию о спортсмене как личности безотносительно его участия в спортивной деятельности. Получив такую информацию, психологу в любом случае придётся выяснять, каким образом выявленные характеристики и показатели влияют на успешность (или безуспешность) спортивной самореализации игрока.
Получить представление о ключевых игровых установках юного теннисиста можно с помощью методики «Внутренний матч», которая, по сути, является  визуализацией на заданную тему. Игрока просят принять удобное положение, закрыть глаза, а затем сыграть внутренний матч с произвольным соперником. При работе с методикой может быть использована следующая инструкция: «Вам необходимо сыграть теннисный матч в своём воображении (полные сеты до 6 выигранных геймов или сокращённые сеты до 4 выигранных геймов на усмотрение психолога). Соперника, покрытие и условия матча Вы выбираете сами. Но это должен быть матч, которого ещё не было».


После того, как, спустя некоторое время, игрок откроет глаза и объявит, что матч сыгран, с ним проводится беседа на основе следующих основных пунктов:


1. Соперник: кто и почему именно он.
2. Условия матча: где, на каком покрытии игрался матч, были ли зрители, кто из команды игрока присутствовал на матче.
3. Итоговый счёт матча и то, как он развивался.
4. Как теннисист вёл игру, что пытался делать.
5. Основные успехи в матче (что удалось).
6. Основные ошибки в матче.
7. Мысли игрока во время матча.
8. Общее эмоциональное состояние (нервозное, спокойное).
9. Игра в решающие моменты матча.
10. На сколько процентов от собственных возможностей был сыгран матч (по оценке самого спортсмена).


Возможности данной методики могут быть продемонстрированы на следующем примере из практики.


Игрок, назовём его условно Артём, 12 лет, с семи лет профессионально занимается теннисом, три года выступает в соревнованиях российского теннисного тура. В игре на соревнованиях скован и зажат, анализ собственных ошибок и текущей игровой ситуации отсутствует. Качество игры на соревнованиях значительно ниже качества игры на тренировках. Артём довольно легко играет с ребятами, которых явно превосходит в классе. С соперниками же, с которыми нужно бороться, чтобы добыть победу, совладать не получается. В ситуации плотной борьбы и эмоционального напряжения, не может справиться с собой, а потому регулярно проигрывает одним и тем же соперникам, которым в прочем не уступает в классе. С такими проблемами тренер и родители Артёма обратились к спортивному психологу.


Итак, на одном из занятий с психологом Артём получил задание сыграть внутренний матч с произвольным соперником. Обрадовавшись возможности выбора и недолго поразмыслив, он избрал для противостояния игрока, назовём его условно Иванов. Далее с этим соперником было сыграно 2 мини-сета до 4-х выигранных геймов. Данное воображаемое противостояние закончилось для нашего героя поражением со счётом 1/4, 1/4. К слову сказать, внутренний поединок не занял у него много времени, в этой игре всё было довольно просто.


Когда матч был сыгран, Артём повернулся к психологу, широко улыбаясь. Странная реакция после проигрыша, не правда ли?
Психолог: Ну, как всё прошло?
Артём: Продул!
П: Кому?
А: Иванову! (смеётся)
П: С каким счётом?
А: 4/1, 4/1
П: А почему так легко?
А: Ну, это же Иванов! Он лупит, а я что сделаю?
П: И ты, начиная играть с ним матч, заранее настраиваешь себя именно на такой результат?
А: Ну, я не настраиваю. Но это же и так понятно! Он меня старше на год. И обыгрывает Григорьева, которому проигрываю «в нули».
П: Но ты же не играл с Ивановым?
А: Нет.
П: Тогда откуда ты можешь знать, что будет и как будет, когда вы с ним встретитесь на корте?
А: Просто он намного сильнее меня.


Теперь стоит разобраться, почему Артём выбрал для внутреннего матча именно Иванова. Ведь он заранее знает, что слабее и что этот матч будет проигран. Ответ прост. Именно поэтому! Заведомо выбирая более сильного соперника, наш игрок снимает с себя всякую ответственность за результат. Сильным проигрывать не страшно и не стыдно. И никто тебя за это не поругает и не накажет. Мол, я тут ни при чём, это же Иванов! Это первый ключевой момент ситуации - установка очевидного проигрыша сильному сопернику. А как, спрашивается, двигаться вперёд, если игрок в своей собственной голове не допускает хоть какой-либо возможности победы над тем, кто сильнее. Пусть даже объективно сильнее. Получается, он в состоянии бороться только с теми, кто слабее него или кто находится на том же уровне. А имеет ли это смысл? Игра без попытки преодоления, без желания выйти за пределы своих собственных сил и возможностей. Для здоровья – да, но не для результата.


В чём же причина слабой позиции игрока?


Исходя из уже имеющейся у психолога информации о юном спортсмене и его семье, можно выделить несколько вариантов:


1. Внутренняя несвобода, воспитанная под влиянием диктата родителей, слабая позиция ребёнка в семье и, как следствие, вне семьи.
2. Привычка ни за что не отвечать, неумение брать на себя ответственность и принимать решения.


Это подтверждается диалогом из обсуждения внутреннего матча:
Психолог: А почему ты не попытался что-то изменить в своей игре? Ведь она не приносила результата.
Артём, улыбаясь: Ну, я же маленький!
Психолог: Ты не маленький, ты уже взрослый, опытный игрок.
Артём, смеясь: Нееет, я маленький!


Вот она установка, которая блокирует движение вперёд! «Я маленький». Внутренний монолог юного игрока с этой установкой мог бы выглядеть так: «Я маленький и я ничего не решаю. За меня всё решают другие – родители, учителя, тренеры, психолог, потому что они взрослые, а я маленький. Сам я ничего делать не буду. Я могу только слушаться и делать, что мне говорят. Правда, как и все маленькие дети, я иногда выпендриваюсь, капризничаю и не делаю, то, что от меня хотят взрослые. Но, я  маленький и я за себя не отвечаю, за меня отвечают мои родители и те, кто со мной работает. Это их проблемы, а не мои. Думать самому мне совсем не обязательно. И вообще я тут ни при чём».
3. Страх выйти за рамки привычного, страх оказаться в незнакомой ситуации и допустить ошибку. Страх наказания за ошибку.
Эти страхи, сидящие в подсознании ребёнка, не позволяют ему подключить логику и порассуждать. Ведь на самом деле, осмелившись на шаг вперёд, он допустил бы значительно меньше ошибок, нежели боясь сдвинуться с места.
4. Отсутствие веры в себя и в собственные силы. Недопущение самой возможности иного исхода поединка.
5. Лень бороться, желание сэкономить силы в ситуации, когда соперник заведомо сильнее.
6. Отсутствие воли к победе. Неумение и неспособность бороться с любым соперником, в любых условиях и во что бы то ни стало.
Получив интерпретационные данные такого рода, психолог становится вооружён психологической информацией в преломлении к спортивной деятельности игрока. И эта информация очень наглядна.


Как показывает практика, сыгранный в воображении матч – это проекция стандартной игровой схемы теннисиста, отражение основных паттернов его спортивного поведения, представления о себе как игроке, а также психологических проблем (страхов, комплексов и т.д.), проявляющихся непосредственно в спортивной деятельности. Таким образом, данная методика может быть использована спортивным психологом в диагностических целях, что мы и увидели в описанном примере. Кроме того методика очень проста в применении и понятна для спортсмена. Задание не представляет для юного теннисиста какой-либо трудности, ему нужно лишь сконцентрироваться на собственных мысленных образах, которые возникают автоматически после того, как будет дана инструкция. Организованная таким образом внутренняя работа стимулируют проявление стереотипных, привычных моделей игрового поведения юного теннисиста. Поэтому с помощью всего одного внутреннего матча можно получить массу ценной и достоверной информации об игроке, без сомнения полезной для тренера и психолога.
 
Юлия Волынская
Опубликовано: 5.04.2015 г.

Оффлайн Николай

  • Модератор
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 969
  • Карма 42
  • Пол: Мужской
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Дистеннис
    • E-mail
В 9-10 моя играла все подряд для практики ..... На мой вкус, это правильно..... Не циклясь молотить....
КАК УЗНАТЬ , ЧТО ДЕТСТВО ЗАКОНЧИЛОСЬ? МАМА ПЕРЕСТАЛА ПРЯТАТЬ КОНФЕТЫ, ПАПА СТАЛ ПРЯТАТЬ КОНЬЯК....

https://distennis.com