Автор Тема: Психология в спорте и теннисе  (Прочитано 19953 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Онлайн Бабенко

  • Модератор
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 1457
  • Карма 294
  • +7 926-279-81-25
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Психология в спорте и теннисе
« Ответ #258 : Декабрь 27, 2018, 11:31:35 am »
(продолжение)
Деструктивный резонанс
или как перестать беспокоится и начать выигрывать

Позитивные реакции на стресс

-Стресс влияет на процесс?
-Yes!





  Наивно полагать , что как только мы скажем себе что стресс это только вызов тебе и воспринимать его нужно как духоподъемное событие,  все тут же  изменится и ты сможешь овладеть техникой незамутненного сознания.

  Но все таки с чего то придется начинать, начнем с того что в тренировочной игре перестаем давать комментарии своим действиям, вплоть до звуков Ай! Сначала один два гейма (5-7мячей), затем постепенно увеличиваем количество геймов или сыгранных мячей. Хорошо если все это снимать на камеру и затем показать игроку, сколь благотворно это сказалось на игре. Грубо говоря надо начинать играть, а не переживать то что ты этого не можешь сделать.

 Понятно что стресс все равно будет влиять на игрока и от реального диалога  подопечный перейдет к внутреннему, с ним начинаем бороться механическими способами как только игрок начинает диалог, например, делаем дыхательные упражнения или смотреть в ТУ и делать имитацию (что в принципе не очень хорошо, но немного позволяет снизить негативное влияние гормонов стресса)Возможны и некие ритуальные действия Сампрас, например, высовывал язык.

  Можно найти какие-то свои действия, напевать мелодию, повторять поговорку и т.д. здесь нужен совместный творческий подход.Важно искать такие механизмы воздействий которые бы не раскачивали лодку в деструктивном резонансе.

Выплеск негативный эмоций

             Ищ
ущий да обрящет...

 


             Все мы видим этот выплеск эмоций, чаще всего выражающийся в кидании ракетки.Миллионы раз тренеры и родители повторяют фразу: « не швыряй ракетку !» Достучатся до сознания ребенка практически бесполезно, поскольку такового еще нет.

  Тут тоже возможен творческий подход, надо объяснить ученику, что ракетка-это твое оружие для мальчиков – меч, шпага. Если ты ее бросил значит признал поражение и  «обесчестил свой род». И наоборот взять за норму целовать ракетку после выигрыша.Возможен даже, некий рыцарский ритуал по укладыванию и расчехлению ракетки.

  Для девочек это аналогия с косметичкой, любимым айфоном, обнимание ракетки и т.п. действия.

  Хорошо работает аналогия с луком, при стрельбе из лука стрелку не приходит в голову швырнуть или стукнуть лук после неудачного выстрела.Стрельба из лука вообще гармонизирует процессы обучения теннису в плане контроля за эмоциями. А ,например, метание ножей, дает нужный выплеск накопившихся негативных эмоций с контролем за тем что и как делать.

Откуда вообще возникает желание наказать ракетку? Может из детства, когда, стукнувшемуся о ножку стола малышу предлагают наказать …стол «Стол плохой, давай его побьем!»Довольно вредный психологический прием, со стороны воспитателя, не так ли? Если рассказать эту историю ученику и показать как глупо она выглядит со стороны ( а подростки больше всего боятся выглядеть глупо), возможно что больше вы никогда не увидите даже желания ученика стукнуть ракетку.

Конечно, готовых рецептов нет, но пробовать и искать в этом направлении необходимо. Не правда ли?



    Don't Worry, Be Happy






  Все мы в той или иной степени ищем счастья. И все то что мы делаем кажется должно нас приближать к этой цели. С течением времени мы понимаем, что путь был извилист, а иногда  и вообще в противоположную сторону. Донести эту не затейливую мысль не всегда  просто до подрастающего поколения, а иногда и до самого себя.


Можно ли научить любви и что для этого нужно сделать? Каждый ответит по своему и … будет прав!

   Мудрость учителя не в том чтобы бросить ребенка в воду и рявкнуть «плыви», а в том, чтобы научить плавать и нырять даже против течения.

Двигательная активность игрока под соревновательным стрессом связана не только с вербальным анализом своих действий, а даже с их окраской.

   Например, «идиот, стоял и смотрел как он бьет, ведь знал же куда!»«Ничего, в следующий раз постарайся сделать разножку»
Другой пример, игрок пробил в тот угол куда уже побежал соперник, можно сказать : « какой я дурак! Ударил прям на ракетку…» А можно сказать: «Какой я молодец, что не стал менять решение и все-таки пробил этот мяч, да соперник выиграл его, но остался под прессингом, всегда ждет от меня сильного удара» или «Хорошо, я запомнил, что в такой комбинации ты поступаешь так!»

   После такого ответа, сам игрок не потеряет самоуважения, а временный выигрыш соперника не покажется чем то сверх важным.

   Игроку должно нравится делать то, что он делает. Прежде всего, он должен любить дело которым он занят, и понимать что без ошибок не обойтись, главное двигаться вперед, а не переживать то что уже невозможно исправить.

    Как это сделать? Проявите фантазию, например, на тренировках начните с малого, игрок никак не реагирует на свои ошибки, описывается одним словом – «Бывает…»А удачными действиями гордится, но тоже никак не выражает это эмоционально, никаких «комонов» и сжатых кулачков описывается словами – «Так должно быть и будет всегда»

Формула - «я сдержан в эмоциях, но эта пружина дает ускорение на корте» подходит не всем, но во многих случаях ее даже не пробуют реализовать.

Игрок должен радоваться своим находкам в игре и на тренировке, но не стараться их выпячивать, этим он добьется гораздо большего  уважения окружающих и соперников.


Великим становится не тот игрок которому проиграли, а тот кто достоин выигрыша.




Язык тела

Пускай тело в дело…смело




           Модное нынче словосочетание у телевизионных комментаторов - язык тела.

        Каким образом наши поведенческие реакции влияют на исход поединка? Надаль , например, выбегает на корт после перерыва, показывая сопернику и себе что он полностью функционально готов к продолжению поединка. Федерер часто делает захлест ногами перед игрой и двойную разножку на приеме и т.д. Что то можно подсмотреть у про игроков, что то придумать самим.

Старайтесь держаться прямо, не опускать плечи и голову, не шаркать по корту, шаг расслабленный и упругий, никогда не показывайте сопернику что вы устали, он устал не меньше вас, зачем же давать ему психологическое преимущество.

      Совместно с учеником необходимо найти такой комплекс предварительных движений, который бы приводил в боевое состояние игрока и в трепет соперника.

     Язык вашего движения должен подтверждать истину «я готов бороться до последнего мяча». В жестах ученика не должно быть снисходительности или неуважения к сопернику, это расхолаживает самого ученика. Тот же Надаль при смене сторон всегда пропускает соперника к своей скамейке. С одной стороны это хорошей тон, а с другой он, как бы, говорит, тебе отдых нужен больше чем мне… Безусловно это подспудно влияет и на Рафу и на его соперника.

  Не хочу давать готовых советов, но знаю что очень сильно влияет на игрока то как он выглядит со стороны.  С этой точки зрения неплохо сделать видео не самой игры, а именно поведенческих нюансов игрока до поединка, во время перерывов, реакции на проигранные и выигранные мячи, общение с соперником и судьей и т.д.

В любом случае постарайтесь уделить время и данному аспекту психофизической подготовке спортсмена и тогда достойная победа станет закономерной итогом вашего совместного труда


Автор : Бабенко А.М - тренер по теннису
Все сообщения отражают только мою точку зрения и не являются руководством к действию

Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 5587
  • Карма 167
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
Психология в спорте и теннисе
« Ответ #257 : Декабрь 14, 2018, 10:53:14 am »
Матчевая встреча. Готовимся к турниру



Спортивный психолог Татьяна Козлова

В субботу, 15 декабря, приглашаем теннисиста: мальчика или девочку 2008 года сыграть матчевую встречу.

Это возможность для обоих побороться с неизвестным игроком, то есть в стрессовой ситуации, при наличии поддержки.

Это то, что в соревновании сделать сложно в силу того, что ребёнок играет один, а тренер либо завален работой в клубе либо висит на заборе, пытаясь что-то подсказать своему воспитаннику.

Задача: игра на счет при моем присутствии на корте. В ходе матча я помогаю своему (или обоим, по договоренности) ученику понять и увидеть, что предлагает соперник, как изменить ход игры для того, чтобы игра стала лучше и перспективнее.

Как это будет:
Я - сижу на стороне своего ученика.
Наш партнёр по игре может взять себе в помощники тренера, одного родителя или меня. В последнем случае , я буду перемещаться через гейм от одного игрока к другому и работать с ними поочередно.

Он также может отказаться от помощи и играть один. В таком он случае ребёнок получает мое заверение в том, что в любой момент он может изменить решение и попросить моей поддержки или поддержки тренера
или родителей.

Правила: РТТ.
Судейство: самостоятельное.
В оставшееся время играем тай-брейки.

Все правила обсуждаются с детьми на берегу, так что не возникает никаких обид в ходе игры.

После матча : совместное обсуждение хода матча, анализ игры: тактические, психологические аспекты. (по желанию)
Обмен опытом между мной и тренером ребенка (по желанию), я очень рада.
Беседа с родителями (по желанию), тоже очень рада.

Где: место обсуждается.
Время: желательно первая половина дня.
Оплата: половина стоимости корта.
Продолжительность встречи: 1,5 часа.

Я здесь, звоните или пишите сообщение в WhatsAp: +7 926 111 19 32. Татьяна.
До встречи на корте:)

#спортивныйпсихолог #теннис #тактикатенниса #психолог #теннисбольшойэтохорошо #детскийтеннис
https://forumtennis.ru ... Из ими созданных препятствий возникнут тысячи идей ...

Онлайн Бабенко

  • Модератор
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 1457
  • Карма 294
  • +7 926-279-81-25
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Психология в спорте и теннисе
« Ответ #256 : Декабрь 10, 2018, 01:43:40 pm »
Деструктивный резонанс

или как перестать беспокоится и начать выигрывать

«Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков…» В.Высоцкий

  Вы когда-нибудь видели человека, который идет по улице и громко разговаривает сам с собой? Нет, я не имею в виду тех, кто разговаривает по телефону через ситемы хандс фри. А именно тех городских (или сельских) сумасшедших которые реально ведут диалог с невидимым  собеседником.

  Что вы делаете при виде таких индивидов? Правильно, стараетесь их избегать, даже взглядом. Это нормальная защитная реакция здорового организма.
  Но на теннисном корте мы сплошь и рядом видим такое поведение и оно нас не удивляет, потому что ведущие теннисисты такие как Марей и Джокович да и мы сами поступаем порой так же.
Почему так происходит и к чему  приводит такой деструктивный диалог, давайте разбираться.

Деструктивный диалог

В статье «Внутренний монолог спортсмена в ходе поединка»JT№59-60
Выделяется 4 типа дезадаптивных поведенческих стратегий в ходе поединка
-зависимый
-избегающий
-перфекционисткий
-агрессивный
Не стану пересказывать статью, в ней довольно подробно рассказано как производит поведенческую коррекцию, а остановлюсь на тех аспектах которые в статье не затронуты.

 Внутренний диалог с самим собой, не только оказывает негативное воздействие на самого игрока, но и придает уверенности сопернику, ведь теннисный матч это - прежде всего психологический поединок.
  И если твой соперник невозмутим и спокоен как в речевых реакциях так и в поведенческих, то это наоборот вселяет неуверенность в соперника. Молодежь называет это - «покер фэйс». К такому типу поведения со временем приходят практически все чемпионы.

Секс, наркотики и рок-н-ролл

  Двигательная активность у нормального человека вызывает всплеск гормонов удовольствия - дофаминов и допаминов, причем продолжительность их воздействия  (доказано учеными) дольше, чем после секса. В некотором смысле мы все «двигательные наркоманы», но вот только одними гормонами удовольствия спорт не ограничивается.

  Во время стресса в организме человека вырабатываются определенные гормоны. Давно доказано что для того чтобы снизить их токсическую нагрузку на человека, необходимо сделать физические упражнения, а не принимать алкоголь или заедать стресс. Почему физические упражнения необходимы ? Потому что в процессе выживания человеку попадая в стресс требовалась дополнительная энергия. Он должен был спасаться бегством, или быстро залезть на дерево. Сегодня мы попадая в стресс в большинстве своем снимаем его неправильно. На вас накричал начальник, что вы делаете? Женщины пойдут и купят вкусняшку, мужики пропустят рюмашку...  А химия выделилась и вы ее потратили не на физические нагрузки, а усугубили другой химией, отсюда и заболевания организма (это не моя теория, доказанный медицинский факт) .

Соревнование это всегда – стресс. А поведенческие реакции человека во время стресса могут резко отличаться от спокойного состояния, именно из-за гормонального всплеска. К этому гормональному компоту у подростков прибавляются еще  гормоны роста и перестройки организма. А у девушек и женщин еще цикличные гормоны. Человек порой, просто сам не управляет собой и не понимает что с ним происходит.

Почему подростки любят слушать громкую ритмичную музыку именно из-за повышенного гормонального фона. Такая музыка помогает им снизить токсическое воздействие гормонов - общеизвестный факт.

Что делать? И кто виноват?

Два извечных русских вопроса и ответить на них хочется так же лаконично в русском стиле
Кто виноват? – Дураки
Что делать? – Дороги
Так с чего начать? С осознания...  и как сказал Эйнштейн



Когда вы придете к осознанию что данная проблема во первых существует, а во вторых решаемая вы уже на пути к двери с надписью «победа» и мелкой внизу «до обеда»
(продолжение следует)
Все сообщения отражают только мою точку зрения и не являются руководством к действию

Онлайн Бабенко

  • Модератор
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 1457
  • Карма 294
  • +7 926-279-81-25
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Психология в спорте и теннисе
« Ответ #255 : Декабрь 09, 2018, 01:33:26 pm »
какое "достижение" в детской психологии

Рабочий процесс всегда предполагает изменения в первоначальном плане и работа психолога как раз и заключается в том чтобы направлять психическую энергию в конструктивное русло. Физические упражнения после проигрыша призваны снизить токсическую нагрузку от стресса проигрыша , но в данном конкретном случае именно потому что ход поединка пошел таким образом, и было принято данное решение.

  Если бы поединок сложился иначе и после разговора с психологом несколько мячей были выиграны проигравшим, то никто бы и не стал отменять отжимания...

Зная ваши тренерские методы,
Ну ваши то методы мы НЕ ЗНАЕМ, тем более что вы впервые себя позиционируете как , типа, тренер. Без учеников, без результатов, без видео...
Все сообщения отражают только мою точку зрения и не являются руководством к действию

Оффлайн Виталий Котов

  • Маршал
  • ******
  • Сообщений: 765
  • Карма 259
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Психология в спорте и теннисе
« Ответ #254 : Декабрь 09, 2018, 09:26:24 am »
Подсказки тренера, не только не могут поменять ход игры, но часто сами дети не могут выполнить задание и стараясь его выполнить, наоборот играют хуже

Зная ваши тренерские методы, полностью согласен, что у вас так все и происходит.

Оффлайн Tima

  • Генерал
  • *****
  • Сообщений: 329
  • Карма 278
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Психология в спорте и теннисе
« Ответ #253 : Декабрь 09, 2018, 09:08:25 am »
  Почему один из игроков отменил отжимания для другого, потому что посчитал что "подсказка" психолога

То есть изначально была оговорена ставка на честный матч в виде отжиманий.  Но поскольку по ходу игры произошел читинг в виде подсказки тренера одной из сторон, то ставку можно не исполнять...     Пипец какое "достижение" в детской психологии

Онлайн Бабенко

  • Модератор
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 1457
  • Карма 294
  • +7 926-279-81-25
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Психология в спорте и теннисе
« Ответ #252 : Декабрь 08, 2018, 08:49:42 pm »
А так мальчик непонятно по какому праву отменяет оговоренную заранее часть тренировочного процесса.  Если 30 отжиманий - это такое позорное и обидное действие, что его отмена является "благородством",  то зачем тренер заставила детей на него играть?

Сидя за компьютером, чего только не выдумаешь... Но находясь внутри ситуации все видится иначе.

    Мальчик по праву победителя отменил отжимания, потому что такое право ему предоставил психолог и это тоже урок, который наверное никто и не заметил.

  Отжимания не позорное  и не обидное действие, мне кажется когда люди вообще начинают использовать такие термины в отношении простых физических упражнений у них у уже не лады с психикой.

  Почему один из игроков отменил отжимания для другого, потому что посчитал что "подсказка" психолога  помогла ему одержать победу. С точки зрения логики у меня в этот момент не возникло возражения. Для меня было как раз удивительно то, что Татьяна делегировала это право самим игрокам, что более чем справедливо и благородно. И опять таки, это вопрос ответственности за свои поступки...
 
 
Иногда я создаю ситуацию с психологическим давлением. Скажем играют два примерно равных игрока. После пары геймов я подзываю проигрывающего и тихо ему втуляю что-то. Как правило игра второго после этого становится менее внятной. После игры он спрашивает - что я подсказывал сопернику, на что я отвечаю - « я ему сказал что ты станешь играть хуже после того, как я пошепчу ему на ушко что сегодня прекрасная погода».   .
Непонимание психологом таких простых истин непростительно.

Котов, вы не тренер и ситуацию которую вы типа описываете - высосали из пальца. Если бы вы были реальным тренером то знали бы что тренер дает десятки, если не сотни подсказок за тренировку. Часть из них слышит соперник , а большую часть не слышит. Но если бы все подсказки тренера меняли кардинально игру и позволяли одному мгновенно выигрывать, а другому проигрывать, то это было бы просто - ОТКРОВЕННОЕ ЧУДО.

    Подсказки тренера, не только не могут поменять ход игры, но часто сами дети не могут выполнить задание и стараясь его выполнить, наоборот играют хуже, потому что сосредотачиваются на подсказке и упускают все остальное.
Все сообщения отражают только мою точку зрения и не являются руководством к действию

Оффлайн Tima

  • Генерал
  • *****
  • Сообщений: 329
  • Карма 278
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Психология в спорте и теннисе
« Ответ #251 : Декабрь 08, 2018, 08:03:34 am »
Про "прощение" с барского плеча тридцати отжиманий - какая-то глупость.  Если играют на отжимания, значит надо отжиматься.
Благородство не в чести у вас ?

При чем здесь благородство?  Благородно было бы, скажем, если  бы выигравший мальчик сказал - давай я тоже с тобой отжимания сделаю.
А так мальчик непонятно по какому праву отменяет оговоренную заранее часть тренировочного процесса.  Если 30 отжиманий - это такое позорное и обидное действие, что его отмена является "благородством",  то зачем тренер заставила детей на него играть?

И по какой причине надо было отменять упражнение проигравшему? Потому что он слезу пустил? Чему хорошему такие действия научат? 


Если это была тренировка будущих спортсменов, а не урок в институте благородных девиц,  то все действия "тренера-психолога" прямо противоположны тому, чему надо учить будущих спортсменов

Оффлайн Виталий Котов

  • Маршал
  • ******
  • Сообщений: 765
  • Карма 259
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Психология в спорте и теннисе
« Ответ #250 : Декабрь 07, 2018, 11:36:16 pm »
Вроде как Татьяна Козлова тренер в теннисном клубе Сколково, так что вполне себе имеет право (на бумаге) давать советы и по технике-тактике, другой вопрос что ее специализация (9-11) лет несколько странна, но сложно что то сказать не видя ее работы.

Что тут странного?

Оффлайн Виталий Котов

  • Маршал
  • ******
  • Сообщений: 765
  • Карма 259
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Психология в спорте и теннисе
« Ответ #249 : Декабрь 07, 2018, 11:34:28 pm »
Немного о похвале и поддержке



Спортивный психолог Тренер по теннису Татьяна Козлова.

А как же известный постулат - ребенка надо побольше хвалить?

Оффлайн Виталий Котов

  • Маршал
  • ******
  • Сообщений: 765
  • Карма 259
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Психология в спорте и теннисе
« Ответ #248 : Декабрь 07, 2018, 11:33:21 pm »
Благородство не в чести у вас ?

Т е вы тоже  считаете 30 отжиманий наказанием?

Оффлайн Valentin

  • Полковник
  • ****
  • Сообщений: 149
  • Карма 46
    • Просмотр профиля
Психология в спорте и теннисе
« Ответ #247 : Декабрь 07, 2018, 11:04:40 pm »
Про "прощение" с барского плеча тридцати отжиманий - какая-то глупость.  Если играют на отжимания, значит надо отжиматься.

Благородство не в чести у вас ?

Оффлайн Администратор

  • Админ
  • Маршал
  • *****
  • Сообщений: 5587
  • Карма 167
  • Детский теннис
    • Просмотр профиля
    • Детский теннис
    • E-mail
Психология в спорте и теннисе
« Ответ #246 : Декабрь 07, 2018, 02:59:22 pm »
Немного о похвале и поддержке



Спортивный психолог Тренер по теннису Татьяна Козлова.
https://forumtennis.ru ... Из ими созданных препятствий возникнут тысячи идей ...

Оффлайн Алан

  • Полковник
  • ****
  • Сообщений: 133
  • Карма 66
    • Просмотр профиля
Психология в спорте и теннисе
« Ответ #245 : Декабрь 06, 2018, 03:04:39 pm »
Алан, говорю вам, лучше и не пытайтесь дискутировать, вы ведь там не были.
  не гарантирую что вы увидите то что увидел я 

        Ваш  отчет  вполне  информативен,  особенно  если  прочесть  второй  отрывок...    В  таких  случаях  А. Г. Асмолов  говаривал...   

Оффлайн Tima

  • Генерал
  • *****
  • Сообщений: 329
  • Карма 278
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Психология в спорте и теннисе
« Ответ #244 : Декабрь 06, 2018, 02:50:34 pm »
Про "прощение" с барского плеча тридцати отжиманий - какая-то глупость.  Если играют на отжимания, значит надо отжиматься.