Просматривал архивные записи (более 5 лет назад) наткнулся на материалы которые были утрачены, думаю многим будет интересно почитать их , тем более что некоторые прогнозы, увы сбылись. Начну со статьи из-за которой мне пришлось покинуть прежний форум, мне так и не удалось ее опубликовать:
Цитата -"Вы почитайте форум, главная проблема это наличие КВАЛИФИЦИРОВАННОГО ТРЕНЕРА. Вот, что волнует в первую очередь родителей Создайте тему, "Как отличить профессионала от шарлатана!" …Спасибо, за идею, правда я хотел назвать тему : « Как вас обманывают или чудеса самообучения», но Ваше название, пожалуй, даже лучше. Давно хотел написать эту тему, но не доходили руки.
Начну с двух цитат от тренеров со «Спартака» они и сейчас тренируют поэтому фамилии озвучивать не стану.
Ситуация следующая, дети ручейком подают подачу, тренер сидит сзади на скамейке и дает указания, один из учеников подбрасывает мяч далеко от себя и старательно и мощно раз за разом посылает мяч в сетку. Вместо того чтобы дать элементарный совет сместить подброс мяча ближе к себе, тренер произносит сакраментальную фразу:
« Стас, не прогибайся, не сгибайся… Взял и подал сильно!» …Самое грустное в этой ситуации это то что года через два, после этого случая, данному тренеру присвоили звание заслуженного тренера РФ…
Второй шедевр тренерской мысли. Ситуация следующая, тренер стоит сбоку на корте играют мальчик против девочки лет по 12, после обмена ударами оба игрока перешли на резаные удары, мяч еле перелетает скорость мяча очень низкая из - за того что игроки играют за счет одной руки не вкладывая корпус. Тренер останавливает игру и ничего не показывая (даже не взяв ракетку в руки) понурившим голову игрокам, громогласно начинает их отчитывать:
«Что это за резаные удары?! Резаный удар – это сильный, атакующий удар, а у вас ТЫРЧОК, ТЫРЧОК, а не удар!»После такого напутствия дети естественно старались изо всех сил… вообще не бить резаные удары.
Оба случая происходили на глазах родителей ( на «Связисте» есть балкончик с которого родители могут наблюдать за происходящим) и таких примеров «обучения» великое множество.
Набор терминов которыми оперируют большинства тренеров сводится к двум десяткам общих фраз, которые практически никак не могут помочь ученику научиться приведу их примеры, может быть кто - то услышит то же самое на своих тренировках:
«Уже!» - одна из самых популярных фраз тренеров со Спартака и означать она может что угодно, от того что уже следует бежать, делать замах или уже надо бить.
«Бей!» - чрезвычайно ценный совет, а то все игроки думают что мячик надо гладить, а тут на помощь приходит тренер и орет –«бей!» и подопечный толкает изо всех сил мяч, не понимая ни куда ни за чем.
«Сгибай ноги!» («На прямых ногах») – универсальный прием, если сказал такое, считай что все окружающие тебя зауважают. И это ничего что ученик сгибал ноги, но просто рано их разогнул эти детали уже никого не интересуют, главное тренер заметил что у игрока ноги разогнулись, как будто после того как он их согнул они этого не должны были сделать.
«Замах» - фраза повторяемая пожалуй чаще даже чем «уже», причем зачастую для игроков которые и без того хорошо и вовремя делают замах. Естественно никаких указаний на то на какой высоте должна находится кисть при замахе и где расположена головка ракетки во время замаха, на какие пальцы и в каких фазах замаха приходится распределение давление ручки ракетки, ничего этого и в помине нет.
«Бей центром!» - легендарная фраза многих поколений теннисистов, почему то никому не приходит в голову, что сам игрок никогда не может увидеть ударил он центром или нет, почувствовать может, но вот увидеть - нет. Но данный призыв направлен к игроку так как будто он может видеть себя со стороны. Больше всего меня смешит когда такие советы дают начинающему игроку (лет 6) который и по мячу то попадает через раз, при этом тренер солидно повторяет «Старайся бить центром ракетки».
«Бей ниже!» - если мяч летит слишком высоко или
«бей выше» , если попал в сетку, при этом никаких причин, почему мяч полетел высоко (например, разворот ракетки) или низко (например, потому что игрок слишком рано начал удар) естественно не указывается. «Под мяч!» - Пожалуй, один из самых наименее вредных советов которые можно услышать на кортах, однако при этом абсолютно не объясняется что значит под мяч в каком положении ракетка должна быть под мячом, за счет чего и в каком положении руки находится относительно ног. Кроме всего прочего ученик не может увидеть находилась ли его ракетка под мячом перед ударом или уже раскрутилась в мяч в момент удара.
«Бей точнее !» («Аккуратнее!», «Внимательней» и т.п.) – Просто набор слов когда тренеру больше сказать нечего, а говорить вроде что –то надо.
«Смотри на мяч!» - Сам по себе совет полезный, если оговаривать, до каких пор смотреть на мяч, а с какого времени следует контролировать собственное движение. Однако никто и никогда не оговаривает это, поэтому это один из самых вредных советов которые только могут давать тренеры игроку, потому что он понимает их буквально всегда смотри на мяч, будь то подлетающий или отлетающий.(Вредность данных действий подробно описана в теме "Эффект Федерера" .
В завершении приведу слова одного из уважаемых форумчан:
... К сожалению, конвейер корто-часов имеет место быть для большинства воспитанников т.н. академий. Итак, подытоживаем результат: 15-18 недель на выезде + 2/3 часа тенниса с одним воспитанником + невозможность собрать под одной крышей нескольких прилично-одинаковых игроков... И что получается ? Один тренер - один игрок или проще говоря, один тренер - один проект. Помимо своего основного проекта тренер может еще 2-3 часа понакидывать чайникам, остальное время он занимается "проектом" и как не странно - ДУМАЕТ... Советуется с тренером по физухе, разрабатывает с ним спец упражнения по выправлению недостатков в физ подготовке, с врачем, стрингером, общается с агентами, подбирает с агентами экипировку, читает лекции придурошным родителям и т.д. Тут на память вспоминается фраза из Белого Солнца..."... и это все одна?" Да вот выходит , что одна.. Такую работу можно уже назвать профессиональной. А то, что мы наблюдаем частенько в клубах/академиях - это так, живые ball-machine..........
Увы, но большинство, тренеров это те самые « ball-machine», которые к тому же еще дают или вредные или бесполезные советы.
Однако у читателя (родителей) может возникнуть законный вопрос, а как же все - таки у таких тренеров дети научаются играть? Ответ, за счет
САМООБУЧЕНИЯ! Наиболее способные и талантливые в двигательном отношении ловят свое движение, ну а не способные так и сходят на нет.
Почему я об этом так уверенно говорю, не только потому что сталкиваюсь с этим изо дня в день, наблюдая за игрой на соседних кортах, но и потому что ко мне приходят ученики от других тренеров и когда их спрашиваешь, что они делают на корте и как им объясняют технику удара они только удивленно пожимают плечами :
«Просто замахнись, ударь по мячу и попади в определенную область корта». Увы, это происходит не только в нашем отечестве, но и за его пределами…