(продолжение)
Деструктивный резонансили как перестать беспокоится и начать выигрывать
Позитивные реакции на стресс
-Стресс влияет на процесс?
-Yes!
Наивно полагать , что как только мы скажем себе что стресс это только вызов тебе и воспринимать его нужно как духоподъмное событие, все тут же изменится и ты сможешь овладеть техникой незамутненного сознания.
Но все таки с чего то придется начинать, начнем с того что в тренировочной игре перестаем давать комментарии своим действиям, вплоть до звуков Ай! Сначала один два гейма (5-7мячей), затем постепенно увеличиваем количество геймов или сыгранных мячей. Хорошо если все это снимать на камеру и затем показать игроку, сколь благотворно это сказалось на игре. Грубо говоря надо начинать играть, а не переживать то что ты этого не можешь сделать.
Понятно что стресс все равно будет влиять на игрока и от реального диалога подопечный перейдет к внутреннему, с ним начинаем бороться механическими способами как только игрок начинает диалог, например, делаем дыхательные упражнения или смотреть в ТУ и делать имитацию (что в принципе не очень хорошо, но немного позволяет снизить негативное влияние гормонов стресса)Возможны и некие ритуальные действия Сампрас, например, высовывал язык.
Можно найти какие-то свои действия, напевать мелодию, повторять поговорку и т.д. здесь нужен совместный творческий подход.Важно искать такие механизмы воздействий которые бы не раскачивали лодку в деструктивном резонансе.
Выплеск негативный эмоций
Ищущий да обрящет…
Все мы видим этот выплеск эмоций, чаще всего выражающийся в кидании ракетки.Миллионы раз тренеры и родители повторяют фразу: « не швыряй ракетку !» Достучатся до сознания ребенка практически бесполезно, поскольку такового еще нет.
Тут тоже возможен творческий подход, надо объяснить ученику, что ракетка-это твое оружие для мальчиков – меч, шпага. Если ты ее бросил значит признал поражение и «обесчестил свой род». И наоборот взять за норму целовать ракетку после выигрыша.Возможен даже, некий рыцарский ритуал по укладыванию и расчехлению ракетки.
Для девочек это аналогия с косметичкаой, любимым айфоном, обнимание ракетки и т.п. действия.
Хорошо работает аналогия с луком, при стрельбе из лука стрелку не приходит в голову швырнуть или стукнуть лук после неудачного выстрела.Стрельба из лука вообще гармонизирует процессы обучения теннису в плане контроля за эмоциями. А ,например, метание ножей, дает нужный выплеск накопившихся негативных эмоций с контролем за тем что и как делать.
Откуда вообще возникает желание наказать ракетку? Может из детства, когда, стукнувшемуся о ножку стола малышу предлагают наказать …стол «Стол плохой, давай его побьем!»Довольно вредный психологический прием, со стороны воспитателя, не так ли? Если рассказать эту историю ученику и показать как глупо она выглядит со стороны ( а подростки больше всего боятся выглядеть глупо), возможно что больше вы никогда не увидите даже желания ученика стукнуть ракетку.
Конечно, готовых рецептов нет, но пробовать и искать в этом направлении необходимо. Не правда ли?
Don't Worry, Be Happy Все мы в той или иной степени ищем счастья. И все то что мы делаем кажется должно нас приближать к этой цели. С течением времени мы понимаем, что путь был извилист, а иногда и вообще в противоположную сторону. Донести эту не затейливую мысль не всегда просто до подрастающего поколения, а иногда и до самого себя.
Можно ли научить любви и что для этого нужно сделать? Каждый ответит по своему и … будет прав!
Мудрость учителя не в том чтобы бросить ребенка в воду и рявкнуть «плыви», а в том, чтобы научить плавать и нырять даже против течения.
Двигательная активность игрока под соревновательным стрессом связана не только с вербальным анализом своих действий, а даже с их окраской.
Например, «идиот, стоял и смотрел как он бьет, ведь знал же куда!»«Ничего, в следующий раз постарайся сделать разножку»
Другой пример, игрок пробил в тот угол куда уже побежал соперник, можно сказать : « какой я дурак! Ударил прям на ракетку…» А можно сказать: «Какой я молодец, что не стал менять решение и все-таки пробил этот мяч, да соперник выиграл его, но остался под прессингом, всегда ждет от меня сильного удара» или «Хорошо, я запомнил, что в такой комбинации ты поступаешь так!»
После такого ответа, сам игрок не потеряет самоуважения, а временный выигрыш соперника не покажется чем то сверх важным.
Игроку должно нравится делать то, что он делает. Прежде всего, он должен любить дело которым он занят, и понимать что без ошибок не обойтись, главное двигаться вперед, а не переживать то что уже невозможно исправить.
Как это сделать? Проявите фантазию, например, на тренировках начните с малого, игрок никак не реагирует на свои ошибки, описывается одним словом – «Бывает…»А удачными действиями гордится, но тоже никак не выражает это эмоционально, никаких «комонов» и сжатых кулачков описывается словами – «Так должно быть и будет всегда»
Формула - «я сдержан в эмоциях, но эта пружина дает ускорение на корте» подходит не всем, но во многих случаях ее даже не пробуют реализовать.
Игрок должен радоваться своим находкам в игре и на тренировке, но не стараться их выпячивать, этим он добьется гораздо большего уважения окружающих и соперников.
Великим становится не тот игрок которому проиграли, а тот кто достоин выигрыша.
Язык тела
Пускай тело в дело…смело
Модное нынче словосочетание у телевизионных комментаторов - язык тела.
Каким образом наши поведенческие реакции влияют на исход поединка? Надаль , например, выбегает на корт после перерыва, показывая сопернику и себе что он полностью функционально готов к продолжению поединка. Федерер часто делает захлест ногами перед игрой и двойную разножку на приеме и т.д. Что то можно подсмотреть у про игроков, что то придумать самим.
Старайтесь держаться прямо, не опускать плечи и голову, не шаркать по корту, шаг расслабленный и упругий, никогда не показывайте сопернику что вы устали, он устал не меньше вас, зачем же давать ему психологическое преимущество.
Совместно с учеником необходимо найти такой комплекс предварительных движений, который бы приводил в боевое состояние игрока и в трепет соперника.
Язык вашего движения должен подтверждать истину «я готов бороться до последнего мяча». В жестах ученика не должно быть снисходительности или неуважения к сопернику, это расхолаживает самого ученика. Тот же Надаль при смене сторон всегда пропускает соперника к своей скамейке. С одной стороны это хорошей тон, а с другой он, как бы, говорит, тебе отдых нужен больше чем мне… Безусловно это подспудно влияет и на Рафу и на его соперника.
Не хочу давать готовых советов, но знаю что очень сильно влияет на игрока то как он выглядит со стороны. С этой точки зрения неплохо сделать видео не самой игры, а именно поведенческих нюансов игрока до поединка, во время перерывов, реакции на проигранные и выигранные мячи, общение с соперником и судьей и т.д.
В любом случае постарайтесь уделить время и данному аспекту психофизической подготовке спортсмена и тогда достойная победа станет закономерной итогом вашего совместного труда.