14-16 лет возраст когда игрок, родители и тренеры принимают окончательное решение по поводу будущего игрока, это про-карьера, спортивная стипендия в университете (в основном США), тренер -спаринг, теннис для себя или ..."ракетка на гвоздь".
Увы, но самый распространенный вариант - последний.
Очевидно, что в зависимости от поставленных задач будут меняться и требования к игроку и тренеру который занимается с ним данный отрезок времени.
Как правило, в данном временном промежутке, игроки (родители) ищут тренеров которые могут вывести их из детского тенниса во взрослый. Зачастую это сложный процесс, т.к. к новому тренеру приходит игрок с техническими огрехами от прежних тренеров.
Давайте еще раз без лишних эмоций попробуем разобраться что ваш подопечный умеет из технических элементов а чего нет. Делается это так, читаем список приведенный ниже и напротив каждого пункта ставим + или -
1.Уметь правильно держать ракетку по глубине (мизинец на краю ручки), по зажатию ( ракетка прокручивается в руке при нецентральном ударе), делать это осмысленно и понимать когда происходят ошибки от излишнего зажима хвата.
2. Выполнять разножку так чтобы смещение корпуса происходило в сторону полета меча во время приземления игрока
3. Соотносить положение левой руки с полетом мяча и выполнять правильную тягу движения левой руки за счет мышц спины в форхенде и одноручном бэкхенде. А так же понимать роль работы левой руки во всех ударах.
4. Понимать где находится оптимальна точка удара и как и почему части тела соотносятся с данным моментом
5. Выполнять удары, в том числе, и за счет супинации и пронации, понимать что такое биомеханическая цепочка и как она влияет на стабильность игры
6.Соотносить направление полета мяча с движение корпуса и положением движение плеча.
7. Понимать что такое эффективная работа ног между ударами, в ударе и выходе из удара. Почему подход к мячу должен содержать элементы жгона и как движение ног влияет на хлест.
8. Выполнять все удары за счет хлеста, понимать как супинация и пронация а так же ноги и корпус генерируют увеличение скорости и стабильности удара
9. Уметь анализировать игру, выявлять слабые и сильные стороны соперника, составлять план на игру, умет видоизменять план по ходу поединка
10. Уверенно выполнять драйв - волей или смеш в ответ на полугорки и свечи
11. Уметь выполнять два вида форхенда, понимать когда и при каких условиях каким ударом сыграть предпочтительнее
12. Выполнять полноценный резаный удар с хлестом и понимание того как и почему корпус и ноги в данном виде удара должны работать именно так.
13. Уметь выполнять косые короткие удары в том числе, и обратным кроссом. Уметь встраивать данные виды удара в игру в комбинациях и в приеме на подаче
14. Уметь эффективно принимать подачу, понимать каким видом подачи владеет соперник, читать направление и вращение от подачи, правильно готовится и варьировать прием подачи
15. Понимать взаимосвязь между длительным удерживание взгляда в точке удара и работой ног.
16. Быть психофизически подготовленным, следить за своими поведенческими реакциями во время соревнований и на тренировках.
17. Уметь уверенно играть мячи с полулета и по восходящему мячу как внутри корта так и за его пределами.
18. Уметь уверенно играть комбинации ударов в движении (восьмерки, треугольники и т.п.)
19. Уметь уверенно играть комбинации ударов в движении на точность .
20. Осмысленно выполнять удары с приподнятым плечевым суставом, понимать почему иное биомеханическое положение не эффективно
21. Уметь уверенно играть комбинации ударов в движении на выносливость.
22. Уверенное выполнять спонтанные удары и понимать их отличия от заранее спланированных, в плане, неизменности первого решения
23. Должен быть четкий, корректируемый план выхода из стрессовой ситуации
24. Уметь уверенно формировать игру из разных типов и темпов ударов
25. Уметь мыслить на корте и мыслить творчески
26. Иметь полное представление об всех фазах удара и подготовки к удару, уметь осмысленно "останавливать время"
27. Уверенно выполнять специальные удары (укороченные, крученые свечи, реверс и т.д)
28. Уверенно играть слету, в низкой точке, выполнять как блокирующие, атакующие, так и косые выбивающие и укороченные удары
29. Уметь выполнять разные типы подач
Если у вас хватило терпения не просто прочитать все перечисленные критерии, но вы еще и с карандашиком поставили плюсы и минусы, то решение к какой группе отнести своего подопечного наверное не составит труда
Удачи!
(продолжение следует)