Возникновение теории доминантного полушария.
На бытовом уровне считалось, что природа создала человека правшой, который прицеливается при стрельбе правым глазом, бьет по мячу правой ногой, слышит обоими ушами. А какие там внутри мозги, никого не интересовало. Небольшое количество левшей воспринималось, как то же самое, только наоборот. Об амбидекстрах , если и слышали, то как об экзотике, и в связи с упоминанием Леонардо да Винчи или Альберта Эйнштейна.
Учеными же с давних пор явление право и леворукости рассматривалось как частное проявление право или левосторонности, под которым понимается преобладание одной стороны тела по всем функциям. То есть у правши все парные органы (руки, ноги, глаза, уши), находящиеся на правой стороне тела, являются ведущими или наиболее часто используемыми. Позже, теорию происхождения праворукости связали с функцией больших полушарий и начали говорить о доминантном полушарии или о «право - или левомозговости».
Все научные работы и открытия делались при лечении заболеваний мозга. Американец Роджер Сперри при рассечении полушарий мозга больному, удостоенный в 1980 году за это Нобелевской премии, установил, что каждое из них является ведущим в реализации определенных психических функций и что левая сторона тела управляется правым полушарием, а правая - левым. Правда, об этом знали еще в древности.
Для справки отметим, что термин левое и правое полушарие некорректен. Правильно говорить логическое и гешафт (обрабатываю в целом) соответственно. Логическое полушарие (обычно расположено слева) может находиться и с правой стороны, а гешафт, соответственно - с левой, то есть полушария могут быть инвертированы. Это говорит о том, что левша может быть по всем психическим функциям, как правша, а правша – как левша (подобный случай я наблюдал).
Если брать одних правшей, которых по разным оценкам в мире 75-90 процентов, то оказывается, что только небольшая часть из них имеет ведущий правый глаз, правое ухо и правую ногу.
Аналогично происходит и с левшами, которых в мире около 10 процентов. В последующем психологи и педагоги разработали цельную систему для выявления и обобщения этих разнообразий.
Каждое полушарие имеет нейронную связь со всеми парными органами, в том числе руками. Величина этой связи имеет широкий диапазон различий. Поэтому, по степени этих связей отмечают сильно выраженных правшей, слабо выраженных правшей, амбидекстров, слабо выраженных и сильно выраженных левшей. Все это, конечно, условно для лучшего понимания проблемы.
Доктором Полом Деннисоном и Гей Хардгров (в последствии - Деннисон) впервые был разработан метод определения и отображения индивидуальных стилей обучения, который лег в основу работы Карлы Ханнофорд «Доминирующий фактор».
Суть работы следующая. В зависимости от комбинации ведущего полушария, ведущей руки, ноги, глаза и уха существует 32 типа (варианта) или доминирующих профиля. Их различие зависит от того, какой глаз, какое ухо, какая рука или нога, какое полушарие мозга преобладает (наиболее часто используется и более значимо).
Основная идея работы: Любые стили обучения, по существу, не хороши и не плохи. Они просто направлены на определенные типы восприятия.