Профессия - тренер, профессия - спортсмен...Р.Аваев, Спб. , 11 августа 2006 .Как на дружественном сайте TTW заварилась каша на рекордное количество страниц по поводу тренерской профессии, ее специфики, влияния на нее спортивного умения, физкультурного образования и т.д., и т.п. ...
Расхлебать ее много разного народа попыталося - и тренеров, и любителей, и просто трепачей разного калибра. Я тоже решил попробовать - все-таки тренерством уже лет 15 на хлеб зарабатываю...
Началось с того, что из-за жестких жизненных условий пришлось начать тренировать, еще не научившись толком играть. То есть приходилось осваивать мастерство и как игрока, и как тренера параллельно. Так что есть что с чем сравнивать.
Первое, с чем я столкнулся - это явно недостаточное количество литературы. То есть ее много, но она муторна, а зерна истины разбросаны по большому пространству всякой идеологии и пустословства. Только годам к 42 сформировался у меня устойчивый список советов со ссылками на нужные источники - беллетристика отсохла сама собой.
Что мне удалось интуитивно понять практически сразу, так это что для самообучения и обучения других необходимо создавать наглядные образы (или чтобы тебе их кто-то создал и показал). То есть рулит образное мышление, ибо левое полушарие головного мозга для другого предназначено( в основном для логического контроля и отсечения всякой лабуды). Если удается эти образы создать - обучение и самообучение проходит легко и эффективно, если нет - мучения сплошные, собственные и ученика.
Второе, что выяснилось - что нереально тренировать и наигрывать какие-то вещи самому. Либо ты решаешь свои проблемы, то есть тренируешься, либо чужие - тренируешь. Силы делать и то и другое в РАЗНОЕ время исчезли у меня лично где-то лет после 36 - травмы пошли просто косяком... Пожертвовал собственными тренировками - работа есть работа, хорошо хоть любимая!
И все эти 15-17 лет я повышал и повышал свой информационный уровень - читал все подряд и смотрел матчи, смотрел матчи и читал. Получилось, в конце концов, примерно следующее (это перепечатка моего поста с сайта TTW):
Легко поделюся личным почти 20-летним опытом. Хотя тренирую в основном любителей. Использую :- спортивная психология - источники разные, начиная или заканчивая просмотром матчей по ТВ. Ну Загайнов там и т.д.
- спортивную педагогику - интуиция плюс учебник высшей школы и пр.
- спортивную медицину - врачи в Питере слабые и норовят на допинг в основном подсадить - учебник плюс американская Энциклопедия спортивной медицины.
- учебники и др. книги по специальности во главе с Учебником передового тренера ITF - где специально для лохов все коротко и ясно, а для умных - трамплин для совершенствования предложенных там методик.
- биомеханика - из учебников плюс талант и интуиция видеть, когда ученику неудобно.
- физическая подготовка - в основном специальная. Анаэробная и децл аэробной. База - гэдээровская книга - "Современная силовая тренировка" - библиографическая редкость, боюсь.
- философия применительно к игре и тренировочному процессу - Ницше, Юнг, Фромм и их популяризаторы и продолжатели.
Особенно интересна теория разрушения-саморазрушения(Фромм), теория соотношения врожденного и приобретенного(т.н. право по рождению - Ницше, Юнг) и игра как модель динамического хаоса. Ну и учу с этих позиций.
- знания в ряде других видов спорта, в т.ч. циклических.
- умение понятно излагать свои и чужие мысли в устном и письменном виде.
До ряда вещей, написанных в умных книгах, дошел интуитивно. А ряд заучил наизусть ...
Очень нелюбим коллегами за то, что знаю ответы на вопросы, в которых они путаются. Некультурных тренеров глубоко презираю.А учить их бестолку - мотивов у них нету.
И пришел я к следующим глубоким выводам о двух больших разницах...Итак, спортсмен - это индивид, который создает моторные и тактико-стратегические образы в СВОЕЙ голове и переносит их на СВОЕ тело. Чем быстрее и качественнее он это делает(под руководством тренера и/или самостоятельно), тем выше его уровень, проверяемый на соревнованиях . Делать это можно как при помощи мгновенных интуитивно-творческих озарений, так и путем вдумчивого изучения - тренировок. Начиная с определенных высоких достижений можно сделать свой спортивный уровень профессией - за счет призовых в соревнованиях. При более скромном успехе в некоторых видах спорта(в нт в том числе) можно продавать свое мастерство в качестве спарринга.
Тренер - индивид, который создает вышеупомянутые образы в ЧУЖОЙ голове, перенося их на ЧУЖОЕ тело. Чем быстрее и качественнее...
Тоже нужны и озарения, и вдумчивое изучение - в институтах и без них - чтобы не изобретать велосипедов про тренировочные циклы, к примеру...Еще тренеру - особенно при тренировке любителей, взрослых, ветеранов - необходимо, чтобы его ОБРАЗЫ были понятны абсолютному большинству обучаемых ( "делай как я - принцип" не годится точно). Да нагрузку подбирать очень тщательно. Иначе ученики разбегутся-поломаются, и денег станет не заработать. Меняй тогда профессию...
Если объяснил десятерым, и девять поняли, ты скорее всего тренер. Если ты десятый - ты точно не игрок-спортсмен.
Если объяснений не поняла половина обучаемых - ты не тренер. Что не мешает тебе стать тренером или игроком путем вдумчивого изучения и мгновенных творческо-интуитивных озарений. DO WHILE. Путь и таланты у обоих схожие, но разные.
Лучше мне не объяснить. Вот такая ботва. Надеюсь, развесистая.
http://def.kondopoga.ru/2006/08/11/professija__trener_professija__sportsmen.html